Сценарий урока-игры по литературе в 6 классе по произведениям А.С.Пушкина
Submitted by Юлия Сергеевна Матросова on Sat, 24/01/2015 - 17:57
Сценарий урока-игры по литературе в 6 классе по произведениям А.С.Пушкина
Тема урока: Обобщение по произведениям А.С.Пушкина
Тип урока: Закрепление знаний
Цель: Углублять знания о творчестве А.С. Пушкина
Задачи: 1) Обобщать и расширять знания детей о произведениях А.С. Пушкина 2) Развивать образное мышление, память, речь, вызывать положительные эмоции и познавательный интерес к изучению произведений великого русского поэта 3) Воспитывать любовь к чтению.
Оформление: в классе выставка рисунков по произведениям Пушкина, стоят книги Пушкина и о Пушкине, и портрет писателя.
Реквизит: конверты с заданием для команд
Оборудование: аудиозапись с отрывком из поэмы А. С. Пушкина, аудиозаписи любой медленной музыки.
Приглашенные: учителя, родители (могут выступить в роли жюри), можно пригласить школьного библиотекаря и в ходе игры предоставить ему слово.
Предварительная работа: данный урок-игру можно провести с коллегой – классным руководителем параллельного класса. Тогда из обоих классов формируется две команды, а остальные учащиеся будут болельщиками.
Если классный час проводится в одном классном коллективе, то можно сформировать две команды.
Ход урока-игр
Зрители и жюри рассаживаются, звучит музыкальный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Ведущий (классный руководитель): Здравствуйте, дорогие ребята, родители и наши уважаемое жюри. Вы, конечно, давно уже догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен Александру Сергеевичу Пушкину. Сегодня я приглашаю вас открыть дверь в мир пушкинских произведений с помощью игр с разными конкурсами и загадками.
Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы слышим его в раннем детстве, читая сказки и небольшие стихотворения…». Мир пушкинских стихов, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, живёт с нами и по сию пору. Россию без Пушкина невозможно представить. Это наше достояние, наше богатство, наша гордость.
Итак, начинаем. Перед началом игры я представлю вам наших судей. (Учитель представляет приглашённых гостей и жюри).
Ребята, ваша задача сейчас разделиться на две команды и выбрать себе капитана.
Задание 1.«Кто быстрей?» Каждой команде нужно дать правильный ответ на вопрос: из какой сказки Пушкина, взяты эти строчки? Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.
1. Царь — батюшка, мы сейчас видели, как ты выбрал себе невесту. Когда же
ты с ней обвенчаешься? («Сказка о царе Салтане»).
2. Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась. («Сказка о мертвой царевне»).
Учитель: Итак, капитаны есть. Теперь можно начинать игру.
У Пушкина были прекрасные учителя, которые занимали очень важное место в его жизни, но особое место занимала его няня Арина Радионовна. Это она передала маленькому Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью, воспитывала в нём народные чувства. Говоря о няне Пушкина, нельзя пройти мимо сказок. "Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!..." писал А.С.Пушкин
Задание 2. Сказочная викторина «По сказам Пушкина» (Балл получает команда, давшая первый правильный ответ).
1. Какая сказочная героиня 4 раза исполняла просьбы своего повелителя, а на 5 раз все отняла? (Рыбка).
2. Из какой сказки Пушкина этот предмет? Кто из героев «Сказки о мертвой царевне» напоминает золотое, наливное румяное яблочко? (Царевна)
3. Кто из сказочных героев Пушкина был мастером на все руки? (Балда)
4. Какая из сказочных героинь Пушкина умерла от восхищенья, т.е. от радости? (Царица-мать)
5. Кто из пушкинских героев обладал несказанной жадностью? (Поп)
6. Кто из героев Пушкина издалека распознавал врага? (золотой петушок)
7. Кого из героинь сказок Пушкина стерегли слуги, ей отдавали честь войска, т.к. она приносила огромный доход? (Белка)
8. Какой герой и из какой сказки Пушкина мог царствовать «лежа на боку»? (Царь)
9. Имя героя сказки Пушкина, который погиб вместе со своей любимой хозяйкой, указав причину ее смерти? (Соколко)
10. В какой сказке А. С. Пушкина царица разговаривала с зеркалом?
Задание 3. «Продолжи сказку» (Отрывки читаются командам по очереди, если команда не отвечает, у второй команды есть возможность заработать дополнительный балл).
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
(Мимо острова Буяна
В царство словного Салтана)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
(Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах)
Час обеда приближался,
Входят (7 богатырей,
7 румяных усачей)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
(Поднялась – и расцвела)
Там за речной тихоструйной
Есть высокая гора,
В той горе, во тьме печальной,
(Гроб качается хрустальный)
… Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму (с тёплою весною,
Всех нас видишь под собой)
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
(Только в очередь мою.
Без меня царевна видно пробежала)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
(Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года)
Жил-был поп
Толоконный лоб.
(Пошел поп по базару
Поискать кой-какого товару)
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказки этого писателя. Игра продолжается! Наш сегодняшний гость очень любит книги и учит их любить нас. Работа ее связана с книгой. Мы часто обращаемся к ней за помощью, и она всегда нам рада помочь. Это наш библиотекарь - .... Она пришла к нам со своими заданиями, чтобы узнать, кто из вас лучше всех знает произведения А. С. Пушкина.
Задание 4. «Задания от библиотекаря»
Игра 1. Библиотекарь: Ребята! Я заранее подготовила для вас иллюстрации из произведений А. С. Пушкина. Каждая команда получает по 4 картинки. Ваша задача правильно и, как можно быстрее, ответить, из каких произведений Пушкина эти иллюстрации (иллюстрации из поэмы «Руслан и Людмила», повести «Дубровский», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», "Песни о вещем Олеге", повести «Станционный смотритель»).
Молодцы! Вспомнили все произведения. А теперь следующее задание: узнайте, из каких произведений Пушкина взяты эти строчки и про кого идет речь! Ваша задача ответить правильно и быстро.
Игра 2.
«Она была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик». (Марья Гавриловна «Метель»)
Она, «одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле». (Дуня «Станционный смотритель»)
«Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». (Самсон Вырин «Станционный смотритель»)
«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». (Владимир «Дубровский»)
«Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя, и пастух Родя помер около Миколина дня». (Орина Егоровна Бузырева «Дубровский»)
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг» («Дубровский»)
«Вошел в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение» («Станционный смотритель»)
«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Библиотекарь: Я вижу, вы помните все произведения этого писателя. Хочу сказать вам спасибо, а ваша игра продолжается!Ведущий: Капитаны команд должны теперь подойти ко мне и выбрать конверты с заданиями. В этих конвертах вопросы, на которые вы должны ответить правильно. Команда, которая справится быстрее, получит дополнительный балл к правильным ответам.
Задание 5 «Ответь правильно».
Команда 1.
1.Кому принадлежат фразы великих людей о Пушкине?
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа" (Н.В.Гоголь).
"Милые, любите Пушкина" (С.Маршак).
2. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
………………………………………………………неутешен
………………………………………………………грешен
………………………………………………………пустой
………………………………………………………другой
3. Кто из друзей навестил опального поэта в Михайловском? Вспомните посвященные им стихи (Пущин и Дельвиг). Команда 2.
1. Кому принадлежат фразы великих людей о Пушкине?
"Гений даёт имя эпохе" (М.Цветаева).
"Пушкин это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и к людям труда" (Д.Лихачёв).
2. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки.
«Сказка о царе Салтане…»
……………………………………………………...ходит
………………………………………………………сводит
………………………………………………………вод
………………………………………………………плывет
………………………………………………………прекрасный
………………………………………………………ненастный
………………………………………………………чему
………………………………………………………ему
3. Кого Пушкин считал своим первым и бесценным другом, а кого — подругой в тяжкие годы ссылки? (Пущина и няню: «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Подруга дней моих суровых»)
Ведущий: Молодцы, ребята! Наш урок подходит к концу, и завершаем его мы последним конкурсом. Вспомним и расскажем наизусть отрывки из любых произведений любимого писателя (дети выходят по одному и прочитывают по памяти любые отрывки из стихов и поэм Пушкина. Здесь нужно обратить внимание на выразительное чтение).
Задание 6 «Чтение наизусть отрывков из произведений А.С.Пушкина»
Подведение итогов.
Ведущий:
-Кто же такой А.С.Пушкин?
-Какие произведения вы сегодня слышали впервые?
-Кому захотелось прочитать Пушкина еще раз? Почему?
-Что на данном занятии вам запомнилось больше всего?
Наш урок подошел к концу. Но это еще не все, на нашей выставке находятся ваши рисунки, ребята! Сейчас жюри подведут итоги нашего урока и постараются определить самый интересный рисунок (жюри называют итоги конкурсов и общие результаты игры). Всем спасибо!