Метапредметность при обучении иностранному языку
Своё выступление хочу начать словами выдающегося российского педагога В.В.Давыдова, который сказал: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей». Чтобы решить поставленную перед педагогами страны задачу, необходимо построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.
Эти незамысловатые строки - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.
Метапредметный подход
Метапредметное обучение;
Метапредметность;
Метадеятельность;
Метаурок;
Метазнания;
Метаспособы;
Метаумения.
Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
На экране: Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В настоящее время формирование УУД или метаумений становится центральной задачей любого обучения.
В связи с этим учебные дисциплины рассматриваются уже не просто как предметы, а как метапредметы.
Что такое метапредмет? (Приложение 1) “Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.
Метапредметы – это учебные предметы нового типа, универсальные предметы.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Несмотря на разные предметы, ученик проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.
На сегодняшний день разработаны такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Метапредметы «Смысл», «Ситуация» находятся в разработке.
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Слайд № 6
Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:
1. «Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2.«Рисунок и схема» («Секреты английских гласных»);
3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4.«Позиция и роль» («Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»);
5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт», «Социальная защита населения»);
7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Дом. Квартира.»);
8.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).
Например на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание» можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю.
Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд, может стать проектная деятельность, которая может решить следующие задачи: Слайд № 7
Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической).
Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д. Слайд № 8-9
Примеров таких уроков достаточно много. Вот лишь некоторые из них: «Мир вокруг нас. Цвета» (интеграция образовательных областей: «Английский язык», «Художественное творчество», «Музыка», «Естествознание»); интегрированный урок по математике и английскому языку (сначала дети учатся различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, и учатся обследовать форму фигур, используя осязание и зрение, затем они изучают те же фигуры на английском языке с помощью рифмовок); «Взаимоотношения в семье» ( интеграция образовательных сфер «Английский язык», «Обществознание», «Психология»). Слайд 10-11
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач: Слайд12 -13
«Логические пятиминутки» формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
«Логические пятиминутки» формируют учебно – логические умения посредством разнообразных, перманентно обновляемых заданий.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами педагогической техники,формирующие учебно – познавательные компетенции.
«Гонка за лидером»
С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д.
«Ассоциация»
При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации,
«Буквенное проговаривание»
Опрашиваемый ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т. е. по буквам.
«Театрализация»
Обучающиеся делятся на группы, разыгрывают миниатюры, выступая в разных ролях, и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.
Применяется после изучения нового материала для закрепления.
«Получи бонус» В ходе урока любого типа ученик принимает участие в работах разного вида: фронтальный опрос, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т. д. За каждый вид деятельности он получает бонус – цветной жетончик (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей. Прием развивает дух здорового соперничества, повышает учебную мотивацию и стремление активно трудиться на уроке, самосовершенствоваться.
«Удивляй» Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов. Сообщения может готовить как учитель, так и обучающиеся. Прием используется на этапе изучения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предупреждения утомляемости).
«А вы знаете, что …» Ученики должны закончить фразу, используя информацию, которую заранее нашли по изучаемой теме. Применяется на повторительно – обобщающих уроках для расширения кругозора обучающихся.
«Интервью» Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».
«Были и небылицы». Учитель дает задание придумать быль или небылицу (или просто привести реальные или вымышленные факты) по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают.
«Перекинем мостик» . Учитель, неожиданно для обучающихся, предлагает «перекинуть мостик» из урока в урок, из предмета в предмет. Например, на уроке английского языка предлагает записать географические названия той или иной страны, вспомнить исторические события, известных деятелей литературы и искусства и т. д. Можно «перекинуть мостик» в профессию, в которой знания, полученные на уроке, будут востребованы. Используется на любых этапах урока.
«Маркировочная таблица». В ходе урока ученик вносит полученную информацию в разные колонки таблицы: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать подробнее». Данный прием позволяет учителю контролировать работу каждого ученика на уроке, степень его понимания и интереса к изучаемой теме. Используется на этапе изучения нового материала (первая колонка), на этапе закрепления изученного (вторая колонка), на этапе рефлексии (третья колонка). И еще некоторые приемы педагогической техники, формирующие информационные компетенции
«Рекорды». Обучающимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словами «самый длинный», «самая большая» (короткая, глубокая, теплая, холодная и др.). Используется при проведении нестандартных типов уроков.
«Собери текст». Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде – сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа. Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.
|