Третья секция районных педагогических чтений «Благотворительная и волонтерская деятельность как средство воспитания активной жизненной позиции детей»
23.12.2014 в ИМЦ «Развивающее образование» состоялась 3-я секция районных педагогических чтений «Благотворительная и волонтерская деятельность как средство воспитания активной жизненной позиции детей».
По традиции, сложившейся в процессе работы первых двух секций, участники обсуждения руководствовались следующими вопросами.
1. Какие нравственные качества воспитываются в благотворительной и волонтерской деятельности?
2. В каких видах, формах, направлениях детской деятельности, какими способами и средствами педагоги обеспечивают это развитие?
3. Как выявляются и фиксируются результаты?
Педагоги ДОУ и ОУ, объединившись в обсуждении заданных вопросов и выступлений, пришли к следующим заключениям.
Участие детей дошкольного и школьного возраста в благотворительной и волонтерской деятельности способствует развитию таких нравственных качеств, как внимание к людям, заботливость, отзывчивость, неравнодушие, преодолению эгоизма и изменению корыстной мотивации различных поступков на бескорыстную. По мере развития личности от дошкольного к старшему школьному возрасту постепенно расширяется круг людей и других субъектов, на которых направлена забота детей (члены семьи, сверстники, дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и специализированных учреждениях – в больницах, детских домах, пожилые люди, различные категории жителей микрорайона, города и др.).
У детей также развиваются познавательные, коммуникативные, организационные универсальные учебные действия или их предпосылки у дошкольников, т.к. совместно с взрослыми они исследуют окружающую ситуацию, учатся замечать потребности и нужды других людей, прогнозировать последствия, искать и изобретать способы помощи и предупреждения негативных последствий, наблюдать и анализировать результаты своей благотворительной деятельности, общаться между собой и с теми, на кого направлена помощь, а также с представителями различных социальных институтов (партнеры, представители органов управления, самоуправления).
В ДОУ и ОУ района имеется опыт организации благотворительной и волонтерской деятельности на разных уровнях.
- Разовые мероприятия, акции.
- Краткосрочные проекты.
- Последовательная, системная деятельность детей и взрослых, состав которых непрерывно обновляется.
- Постоянно действующие объединения детей и взрослых.
Как показывает опыт, разовые мероприятия имеют преимущественно мотивационный характер и ценны как условие привлечения детей к этой деятельности, краткосрочные проекты способствуют объединению детей, их научению и подготовке к более системной работе, а деятельность в рамках долгосрочных проектов и постоянно действующих объединений действительно способна принести ощутимую пользу тем, на кого она направлена.
Педагогические условия (и одновременно результаты) перехода от более простых уровней к более сложным, это воспитание инициативы детей, поддержка и развитие самоуправления, поддержка и развитие самостоятельности детей и подростков в планировании, осуществлении и оценке результатов своей волонтерской деятельности.
Наблюдение и объективное измерение, оценка, анализ педагогических результатов участия детей в благотворительной и волонтерской деятельности продолжают оставаться одними из наиболее трудных задач педагогов, сопровождающих эти виды деятельности детей. Опыт методического описания организации и анализа результатов благотворительной и волонтерской деятельности востребован в нашем профессиональном сообществе.
С уважением,
Плотникова Елена,
ИМЦ "Развивающее образование"
|