Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная образовательная программа "Экология и химия"

Submitted by Татьяна Викторовна Яшина on вс, 18/01/2015 - 16:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Яшина Татьяна Викторовна, Яшин Олег Николаевич
Место работы, должность: 
МБОУ "Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №1"
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа разработана для работы творческого объединения учащихся 8-11 классов</p>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Рекомендована                                                                      «Утверждаю»

педагогическим советом                                                   директор школы

30 августа 2008 года                                                          _______(А.А.Варганов)

Протокол №1                                                                        1 сентября 2008 года

 

 

             ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЯ И ХИМИЯ »

 

Возраст детей: 15-17 лет

(на 1 год обучения)

 

 

                                                                                                     Разработали:

Педагоги дополнительного

образования

Яшина Татьяна Викторовна,

Яшин Олег Николаевич

 

 

 

                                                                         Р.п. Мухтолово 2008

                                                                                   2

                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемам экологического воспитания уделяется в последнее время все больше внимания, поскольку  в первую очередь от экологического сознания людей зависит их практическое отношение к природе. Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу. Природные силы Земли подошли к определенному критическому состоянию, при котором дальнейшее наращивание  антропогенных нагрузок, не говоря уже о мировой термоядерной войне, может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человечества как биологического вида.

  Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос, следует в первую очередь понять причины и особенности проявления глобальных проблем экологии. Для педагога прежде всего необходимо решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, пластмассы, удобрения и т. д. Однако немногие из потребителей имеют представление об опасностях, связанных с их использованием.

Одним из условий реализации экологического образования школьников является единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Среди перечисленных форм именно внеурочная работа строится на основе интереса и самостоятельности учащихся, в большей степени способствует развитию их творческих способностей. На занятиях объединения учащиеся не только глубже знакомятся с проблемами охраны природы в масштабе планеты, но и приобретают практические умения и навыки по химическому контролю окружающей среды. Занимаясь исследовательской деятельностью, школьники получают возможность ближе познакомиться с природой родного края; учатся добывать материал для исследования, сопоставлять, анализировать, работать с приборами, делать выводы.

Особое внимание на занятиях эколого-химического объединения обращается на химическую сущность и практическое освоение методов химического контроля: изучается химизм метода, последовательность операций при определении различных показателей, приборы и инструменты.

   Программа «Экология и химия» имеет экологическую направленность и является модифицированной. Она явилась результатом анализа и переработки следующей программы:

  Образовательная программа эколого-химического кружка, - г. Арзамас, Ю.М.Малочкина, О.А.Баринова.

Цель программы:

Формирование у учащихся системы химико-экологических понятий, экологизация химических знаний, а также привлечение учащихся к выполнению доступных для них исследований.

Задачи:

 1. Обучающие:

 - Развитие познавательного интереса к окружающему миру и связи его с деятельностью человека;

                                                                                            3

 -  Формирование системных знаний об экологических взаимодействиях природы, человека и общества, об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

 - Формирование практических навыков и умений проведения экологических исследований компонентов окружающей среды.

2. Воспитательные:

 - Воспитание настойчивого стремления к активной охране и восстановлению окружающей природной среды, ответственности, бережливости в общении со средой;

 - Формирование умений и привычек экологически целесообразного поведения.

3. Развивающие:

 - Развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности;

 - Развитие умений анализировать экологические ситуации;

 - Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

    Отличительной особенностью данной программы является включение в занятия элементов опытническо- исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся совместно с педагогом ставят опыты и проводят наблюдения, познают окружающий мир. Это позволяет решить задачу развивающего обучения и сводит к минимуму процесс механического запоминания предлагаемого материала.

               

Ведущими теоретическими идеями программы являются:

 - идея материального единства окружающего нас мира;

 - деятельность человека – причина появления многих экологических проблем.

 

Ключевые понятия программы:

«Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный», «экологическая химия», «мониторинг», «загрязнители окружающей среды», «стандарты качества окружающей среды», «ПДК и ПДУ», «источники загрязнения (естественные и искусственные)», «парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди»,

Реализация программы предполагает поэтапное усвоение учащимися знаний по экологической химии. Темы курса раскрываются последовательно; теория подтверждается практическими исследованиями, выделяются основные узловые моменты, контролируются знания и умения учащихся.

  Программа «Экология и химия» ориентирована на работу с детьми 15 – 17 лет в течение одного года. Особенностью возраста является то, что в этот период человек осознаёт свои потребности, способности и интересы, учится основам трудовой деятельности, требующей длительной

                                                                                        4

сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. У детей развивается мышление, формируется логика и аналитика. Они выясняют причины того, почему в общественной жизни события происходят так, а не иначе; стараются докопаться до самой сути вещей.

Состав детской группы постоянный, в объединение принимаются все желающие в возрасте от 15 до 17 лет без предъявления требований к базовым знаниям. Количество обучающихся в группе 13 – 15 человек.

   Программа рассчитана на 144 часа в год, из них теоретических занятий – 37, практических – 107. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

 - задачи экологии, взаимосвязь химии и экологии;

 - основные вещества-загрязнители;

 - основные проблемы современности и пути их разрешения;

 - экологические проблемы регионального уровня;

 - основные экологические понятия;

 - методы очистки воды, воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

 - наблюдать за явлениями в природе, выявлять причины происходящего;

 - ставить опыты и анализировать их результаты;

 - проводить мониторинги;

 - выполнять творческие работы;

 - участвовать в природоохранных мероприятиях и акциях;

 - работать с популярной литературой, готовить сообщения;

 - делать логические умозаключения.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля знаний и умений, позволяющая определить эффективность обучения. Проводятся итоговые занятия по отдельным темам, обобщающие игры, викторины, семинары. Здесь ребята выполняют теоретические и практические задания. Кроме этого, в процессе изучения образовательной программы проводятся зачётные занятия по полугодиям в виде тестирования.        

 

                                                                                          5

                                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Вводное занятие ( 2 ч).

Знакомство с содержанием программы, инструктаж по технике безопасности. Орг. вопросы.

2.Введение (10 ч).         

Химия –наука о веществах и превращениях. Экология –наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой. Взаимосвязь химии и экологии, их роль в познании окружающего мира. Биосфера – живая оболочка Земли. Строение биосферы. Стандарты качества окружающей среды.

3.Химические элементы в биосфере (10ч).

Биогенные и второстепенные элементы. Макро-и микроэлементы. Содержание химических элементов в биосфере и теле человека. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой компонентами экосистем. Блочная модель круговорота биогенных элементов в экосистеме. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. Воздействие химического компонента абиотического фактора на живые организмы.

4.Понятие о веществах-загрязнителях (6 ч).

Что такое хемосфера? Токсичность. ПДК и ПДУ. Стандарты качества окружающей среды.

5.Гидросфера и ее охрана (50ч).

Вода, ее состав и свойства. Аномалии воды: температура кипения, плавления, плотность, поверхностное натяжение, удельная теплоемкость, теплота плавления. Значение воды в природе и жизнедеятельности человека. Круговорот воды в природе.

Экологическая химия воды. Физические показатели воды. Химические показатели воды. Влияние различных ионов, растворенных в воде, на рост водных растений, животных, человека. Микрофлора воды.

Основные источники и пути загрязнения воды: добыча и транспортировка нефти; промышленные, сельскохозяйственные и сточные воды.

Охрана гидросферы. Современные методы очистки воды от органических и минеральных загрязнений. Водные богатства области и района. Экологические проблемы водных ресурсов области и района.

Д е м о н с т  р а ц и о н н ы й    о п ы т 

- Растворимость веществ в воде (песок, соль, масла, нефть).

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы

1.Определение размеров молекулы воды.

2.Определение физических показателей воды (температуры, запаха, вкуса, привкуса, цветности).

                                                                                          6

3.Качественное определение главнейших примесей воды ( определение хлоридов, сульфатов, катионов железа, кальция, меди), реакций среды, органических веществ).

4.Учет микроорганизмов  в воде.

5.Очистка морской воды от содержащихся в ней примесей и солей. Очистка воды.

 Э к с к у р с и и

1.Экскурсия на водоочистную станцию.

2.Экскурсия в природу для ознакомления с водами своего края.

Э к с п е р и м е н т

1.Влияние кислотного водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов.

6.Атмосфера Земли и ее охрана (24 ч).

Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав и строение атмосферы. Воздух и его компоненты. Состав  вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Круговорот кислорода, углерода и азота в природе, последствия их нарушения.

Источники загрязнения атмосферы. Причины возникновения парникового эффекта, разрушение озонового слоя Земли и возможные последствия этих явлений для жизни на Земле.                                                 

 Автотранспорт – один из источников загрязнения атмосферы. Охрана атмосферы. Контроль за качеством атмосферного воздуха.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы

1.Определение содержания кислорода в воздухе.

2. Определение содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

3.Влияние кислот на материалы, используемые человеком.

Э к с п е р и м е н т

1.Выделение кислорода при фотосинтезе.

7.Литосфера и ее охрана (20ч).

Литосфера и ее границы. Почва и ее функции. Механический состав, песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые почвы. Морфологические признаки почвы. Влияние химического состава почвы на рост растений. Влияние кислотности почв на растительность.

Загрязнение почвы. Пестициды как загрязнители почв. Накопление пестицидов в почве. Влияние пестицидов на окружающую среду. Альтернативные способы борьбы с вредителями. Охрана и рациональное использование почв.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы

                                                                                          7

1.Определение влажности почвы.

2.Определение механического состава почвы.

3.Определение окраски почвы.

4.Качественное определение химических элементов почвы.

5. Определение рН почвенного расвора.

8.Земные недра и их охрана (12ч).

Классификация горных пород по происхождению: магматические, осадочные, метаморфические. Добыча полезных ископаемых и экологические проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды (отвалы, выделение ядовитых газов), изменение природных ландшафтов.

Важнейшие характеристики минералов: прозрачность, окраска, твердость, спайность, цвет черты.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы

1.Определение внешних признаков минералов.

2.Определение твердости минералов.

3.Определение спайности минералов.

4.Определение ковкости и упругости минералов.

9.Итоговые занятия (4ч.)

Проверка знаний и умений учащихся по полугодиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           17

                                                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Для учителя:

Нормативно-правовая литература.

1. Закон РФ «Образование» 2 изд. – М.6 ИНФА – М, 2000.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка / Вестник образования. – 1991. -№10.

3. Требования к содержанию и оформлению образовательной программы: Методические рекомендации / Вестник образования. – 2003. -№15

4. Федеральный закон « Об охране окружающей среды». – М.: Ось – 89, 2002.

 

Методическая литература.

  1. Гамбург Д.Ю. Экология: восхождение к разуму. / Химия в школе. – 1995. - №3
  2. Куратова Е.В., Сорокин В.В. Система экологических и химико- экологических понятий в химическом образовании. / Химия в школе. – 1995. - №1
  3. Марина А.В. , Мохова Е.А. Лабораторный практикум по экспериментальному изучению экологии: Учебное пособие. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995
  4. Назаренко В.М., Лучинина Н.В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании / Химия в школе. – 1993. - №6
  5. Суравегина И.Т. Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Экологическая школьная лаборатория : Учебно – методическое пособие / Под ред. Д.Б. Гелашвили и И.М. Швец. – Н.Н: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

 

Для учащихся:

  1. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1982
  2. География Нижегородской области: Учебное пособие. – Н.Н.: Волго – Вятское изд – во, 1991.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! : Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1995.
  4. Шустов С.Б. , Шустова Л.В. Химия и экология: Учебное пособие для учащихся старших классов /  Под ред. С.Ф. Жильцова. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

 

 

                                                  Методическое обеспечение программы

    Раздел, тема

Форма занятия

Приёмы и методы организации

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1.Вводное занятие

Введение в программу.

Инструктаж по технике безопасности. Орг. вопросы.

 

2.Введение

 

Химия – наука о веществах и превращениях.

 

Экология – наука, изучающая отношения организмов между собой и окр. средой

 

Что изучает экологическая химия?

 

Биосфера – живая оболочка Земли

 

Деятельность человека как экологический фактор

 

 

 

 

3.Химические элементы в биосфере.

 

Элементы биогенные и второстепенные

 

 

Содержание элементов в биосфере и теле человека

 

 

Эколого – химический аспект происхождения жизни

 

 

Воздействие хим. компонента на живые организмы 

 

 

 

Итоговое занятие по теме.

Почему нужно сохранить генофонд биосферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Понятие о веществах – загрязнителях

 

Хемосфера

 

 

Токсичность. Стандарты качества окр. среды.

 

 

Сравнение ПДК вещ-в

 

 

 

5.Гидросфера и её охрана.

 

Вода. Её состав и свойства.

 

 

Определение размеров молекулы воды

 

 

Значение воды. Круговорот воды.

 

Физические показатели воды

 

 

Определение физических показателей воды.

 

 

Химические показатели воды

 

 

 

Влияние ионов на живые организмы

 

 

Влияние кислотного водного раствора на поглощение раст. ионов тяжёлых металлов

 

Микрофлора воды

 

 

 

Экскурсия на водоём

Учёт микроорганизмов в воде

 

Основные источники загрязнения воды

 

 

Растворимость вещ-в в воде

 

 

Сточные воды и их обработка

 

 

 

Металлы как загрязнители воды

               

 

Тепловое загрязнение

 

 

Поверхностно – активные вещ-ва

 

Охрана гидросферы

 

 

Очистка воды                       

 

 

Водные богатства области и района

 

 

Экскурсия «Воды нашего края»

 

Экологические проблемы  водных ресурсов области и района

 

Определение примесей воды

 

 

 

Итоговое занятие за I полугодие

 

6.Атмосфера Земли и её охрана

 

Значение атмосферы

 

 

Выделение кислорода при фотосинтезе

 

 

Воздух и его компоненты

 

 

 

Определение содержания кислорода в воздухе

 

Определение содержания уг. Газа

 

Источники загрязнения атмосферы

 

 

Парниковый эффект

 

 

Возможные последствия разрушения озонового слоя

 

 

Автотранспорт как источник загрязнения

 

Охрана атмосферы

Контроль за качеством воздуха

 

Влияние кислот на используемые человеком материалы

 

 

Итоговое занятие по теме

 

 

 

7.Литосфера и ее охрана

 

Почва, ее функции.

 

Определение механического состава почв.

 

Морфологические признаки почв.

 

Определение влажности почвы.

 

Определение окраски почвы

 

 

Определение кислотности почвенного раствора

 

 

Источники загрязнения почв

 

 

Накопление пестицидов в почве 

 

Способы борьбы с вредителями

                                   

Итоговое занятие по теме.

Охраняемые территории

 

 

 

8.Земные недра и их охрана

 

Добыча полезных иск-х и экологические проблемы

 

 

Классификация пород по происхождению

 

Важнейшие характеристики минералов 

 

Опр-е внешних признаков минералов

 

Определение твёрдости минералов

 

Итоговое занятие по теме.

Охрана земных недр 

 

Обобщающие занятия

 

Возможно ли решение экологических проблем

 

Мораль и дело защиты окр.  среды

 

Итоговое занятие за II полугодие

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Заочное путешествие

 

 

Лекция

 

 

Устный журнал

 

 

Лекция

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное

Занятие

 

 

Учебное занятие

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

 

Пр.работа

 

 

 

 

Ролевая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

Пр. работа

 

 

 

Учебное занятие

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Экскурсия, эксперимент

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

Деловая игра

 

 

 

 

Конференция

 

 

 

Лекция

 

 

Учебное занятие

 

 

Устный журнал

 

 

Пр. работа

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Экскурсия

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

 

 

Учебное занятие

 

 

Пр. работа

 

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

ПР. работа

 

 

Круглый стол

 

 

 

Учебное занятие

 

 

Заочное путешествие во времени

 

Семинар

 

 

Учебное занятие

 

 

 

Пр. работа

 

 

 

 

Круглый стол

 

 

 

 

 

Лекция

 

Пр. работа

 

 

 

Диспут

 

 

Пр. работа

 

 

Пр. работа

 

 

 

Учебное занятие.Пр. работа

 

 

Круглый стол

 

 

 

Учебное занятие,

Пр. работа

 

Учебное занятие

 

 

Семинар

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

 

 

.

Учебное занятие

 

 

Лекция

 

 

Пр. работа

 

 

Пр. работа

 

 

Устный журнал

 

 

 

 

Ролевая игра

 

 

Дискуссия

 

 

Учебное занятие

 

Наглядный, беседа, инструктаж

 

 

 

 

 

Беседа, зарисовка,

проведение замеров

 

 

Наглядный, беседа, анализ

 

 

Словесный, наглядный

 

Словесный, наглядный, зарисовка

Исследовательский, смотр знаний и умений

 

 

 

 

 

 

Обсуждение сообщений, беседа,  анализ

 

Сам. работа с литературой

 

 

 

Аукцион знаний, беседа

 

 

 

Сам. работа с реактивами, обсуждение

 

 

Смотр знаний и умений, поиск ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный,

Запись материала

 

Беседа, сам. работа,

Запись наблюдений

 

 

Познавательная, исследовательская, анализ

 

 

 

Объяснение , анализ

 

 

Познавательная деятельность

 

 

Контроль знаний, беседа, зарисовка

 

Словесный метод обучения, беседа, анализ

 

Познавательная , исследовательская деят-ть, анализ

 

Познавательная деятельность , исследование, обсуждение

 

Обсуждение сообщений, беседа

 

 

Познавательная деятельность, анализ

 

 

 

Работа с литературой

 

 

 

Наблюдения, беседа,

Анализ наблюдений

 

 

Дискуссия,

Интеллектуальный марафон

 

Познавательная деятельность, анализ

 

Образ по сценарию, беседа, обсуждение

 

 

 

Сообщение докладов, обсуждение

 

Познавательный метод , анализ

 

Наблюдение, исследование,анализ

 

Выступления с рефератами, обсуждение

Проведение опытов, анализ рез-тов

 

Познавательная деятельность, работа с картой

 

Познавательная деятельность, наблюдения

Проблемное обучение, наглядный метод, анализ

 

Познавательная деятельность, исследование, анализ

 

 

Тестирование

 

 

 

 

 

Поиск и отбор аргументов, фактов

 

Познавательный метод, наблюдение, анализ

 

Познавательная деятельность, наблюдения

 

Познавательная деятельность, анализ

 

Познание, наблюдение, анализ

 

Поиск ответов на вопрос, беседа, обсуждение проблемы

Работа с лит-рой

 

 

Метод проблемного обучения, обсуждение 

 

Сообщения по теме, обсуждение

 

Работа с лит-рой, обсуждение

 

 

Наблюдение, исследование, анализ

 

 

 

Беседа, проблемное обучение, анализ, контроль знаний

 

 

 

Словесный метод обучения

Познават. деят-ть, исследование, анализ

 

 

Коррекция знаний, беседа

 

Познавательная деятельность, исследование

Эксперимент, обсуждение результатов

 

Познания, эксперимент

 

 

Поиск ответов на вопросы,обсуждение проблемы

 

Анализ, сравнения

Выводы.

 

Работа с лит-рой

Обсуждение материала

Обсуждение докладов, выводы

 

 

 

 

 

 

Час вопросов и ответов, обсуждение проблемы

 

Анализ, сравнение

 

 

Познавательная деятельность

 

Наблюдение, эксперимент, анализ

 

Наблюдение, эксперимент, анализ

 

Обсуждение сообщений, контроль знаний

 

 

Образ по сценарию с подготовкой

 

Контроль знаний, умений, навыков

 

Тестирование

 

Карточки с инструкциями по т.б.

 

 

 

 

 

Карточки с описанием веществ и их свойств

 

 

Коллекции и таблицы

 

 

 

Справочные материалы

 

 

Таблицы, показывающие строение биосферы

 

Фотографии (места неблагополучных последствий деят-ти человека)

 

 

 

 

 

Таблица хим. элементов Д.И.Менделеева

 

 

Книги, учебники

 

 

 

 

Карандаши, бумага

 

 

 

 

Карточки с инструкцией по т.б., с описанием хода работы

 

 

Опорные таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Сферы земли»

 

 

Стандартные таблицы ПДК вещ-в, справочные материалы

 

Справочные материалы , карточки с описанием хода работы

 

 

 

Таблица «Строение молекулы воды»

 

Карточки с инстр. по т.б. и с описанием хода работы

 

 

Таблица «Круговорот воды в природе»

 

 

 

 

 

Карточки с инстр. по т.б., с описанием хода работы

 

 

Карточки с инстр. по т.б., с описанием хода работы

 

 

 

Таблица растворимости

веществ

 

 

таблица «Питание растений»

 

 

 

Учебники,  литература

 

 

 

Блокноты. карандаши

 

 

 

 

                             

 

 

Таблица растворимости веществ

                               

 

 

 

 

 

Таблица хим. элементов

 

 

 

Литература

 

 

Справочные материалы о ПАВ

 

 

 

 

Карточка с инстр. по т.б. и с описанием хода работы

 

Карта Нижегородской области

 

 

Блокноты, карандаши

 

 

Карта Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

Тест-вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка с инструкцией о ходе работы

 

 

Схемы, таблицы

 

 

 

Карточки с инстр. по т.б., с описанием хода работы

 

Карточки с инстр. по т.б., с описанием хода работы

 

Схемы, рисунки

 

 

 

Научная лит-ра

 

 

Научная литеретура

 

 

 

Реферат «Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферы»

Лит-ра с описанием методик опред-я чистоты воздуха

 

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки разреза разл. типов почв.

Инструкция по выполнению работы

 

 

 

 

 

Инструкции о выполнении работы (карточка)

 

Карточки с инструкциями

 

 

 

Инструкции по ходу работы

 

 

 

 

 

 

Инструкции о выполнении работы

 

Научная лит-ра о биологических методах борьбы с вредителями

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  добычи пол.

ископаемых

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по проведению работы

 

Карточка с инстр. по выполнению работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с индивид-ми заданиями

 

Тест-вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Химическая посуда, набор реактивов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СD диски, компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белок куриного яйца, реактивы, пробирки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

Образцы воды

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробирки, вода,

Микроскопы

 

 

 

 

 

Образцы воды

 

 

 

Колба, пробирки. вода

 

 

Вода, пробирки, реактивы

 

 

 

 

 

 

 

Комнатные растения, растворы

 

 

 

 

 

 

Колбы для сбора проб

 

 

Видеокассета, видеомагнитофон

 

 

Песок, соль, масло, нефть, вода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМС, ПАВ

 

 

 

 

 

Вода, реактивы, сода, спиртовка, холодильник

 

 

 

 

Колбы для сбора проб

 

Видеокассета, в

идеомагнитофон

 

 

образцы воды, реактивы, оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комнатное растение, банка, лучинка

 

 

 

 

 

Хим. Посуда, лучина, спички

 

Хим. посуда, изв. вода, трубка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислоты, ткани, пластмассы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные виды почв, бумага

 

 

Образцы почв

 

 

Почва, пробирки, чашки, спиртовка

 

Образцы почв. стандарт. окраски

 

Почвенная вытяжка, индикатор

 

 

 

 

 

Образцы почв, реактивы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллекции «Горные породы»

Коллекция «Минералы»

 

Коллекции

 

 

Коллекции

 

Опрос уч-ся по т.б.

 

 

 

 

 

Игра на опр-е веществ по свойствам

 

 

Составление схем

      

 

Проверка конспектов

 

Опрос уч-ся

 

 

Краткий письменный опрос по теме

 

 

 

 

 

 

 

Опрос уч-ся

 

 

 

Составление сводной таблицы

 

 

Составление схемы происхождения жизни

 

Отчет по пр. работе

 

 

 

 

Разгадывание кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка конспекта

 

Опрос учащихся

 

 

 

Отчет по пр. работе

 

 

 

 

Викторина

 

 

Отчет по п. работе.

 

 

Составление схемы

 

Опрос учащихся

 

 

 

Отчет по пр. работе

 

 

Отчет по пр. работе

 

 

 

Опрос учащихся

 

 

 

Отчет по пр. работе

 

 

 

Составление опорного конспекта

 

Отчет по экскурсии

 

 

Опрос учащихся

 

 

 

Отчет по пр. работе

 

Краткий письменный опрос

 

 

Разгадывание кроссворда

 

 

Опрос учащихся

 

 

Письменный опрос

 

Викторина

 

 

Отчет по пр. работе

 

Опрос уч-ся

 

 

 

Отчет по экск-и

 

 

Опрос уч-ся

 

 

 

Отчет, оформление творческой работы

 

Проверка, результаты тестов

 

 

 

 

Викторина

 

 

Отчет по пр. работе

 

 

Составление диаграммы

 

 

Отчет по пр. Работе

 

Отчет по пр. работе

 

Опрос уч-ся

 

 

 

Написание краткого конспекта

Опрос уч-ся

 

 

 

Опрос уч-ся

 

 

Написание конспекта

 

 

Отчет по работе

 

 

 

 

Викторина

 

 

 

 

 

Опрос уч-ся

 

Отчет по работе

 

 

 

Опрос уч-ся

 

 

Отчет по работе

 

 

Отчет по работе

 

 

 

Отчет по работе

 

 

 

Опрос уч-ся

 

 

 

Отчет по работе

 

 

Запись краткого конспекта

 

 

Опрос уч-ся

 

 

 

 

 

 

Разгадывание кроссворда

 

 

Опрос уч-ся

 

 

Сост-е краткого конспекта

 

Отчет по работе

 

 

Отчет по работе

 

 

Викторина

 

 

 

 

Проведение игры, кроссворд

 

Опрос уч-ся

 

 

Проверка. Результаты тестов

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн