8.Цель: Научить создавать спокойный цветной образ объектов и явлений природы с использованием техники « Монотипия»
9.Задачи:
Личностные: пробуждать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке; чувство прекрасного.
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование темы и задачи; сотрудничество в поиске и выборе информации; осознано строить речевые высказывания.
Предметные: способствовать актуализации представлений о выразительных возможностях цвета; содействовать формированию умений определять настроение произведения по его цветовой гамме.
10.Тип урока: комбинированный.
11.Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
13.Наглядные пособия и ЭОР: репродукции картин художников, презентация, запись видеоурока, музыкальная фонограмма.
Оборудование рабочего места учащегося: клеёнка, пластиковые доски (для пластилина) формат А4, альбомный лист, гуашь, кисти, пластиковый стакан с водой.
15.Рабочая одежда: фартук с нарукавниками.
Структура и ход урока
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организационный
Организовать местоположение каждого ученика
Занимают свои места. Оценивают свою готовность и готовность соседа.
1
2
Мотивация и активизация знаний
Учитель. Сегодня на уроке мы создадим творческие работы в новой для вас технике.
Внимательно слушают учителя.
6
3
Постановка учебной задачи
Учитель активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать задачи урока обращает внимание на 1 слайд презентации «Монотипия» Учитель задает вопросы:
Как вы думаете, какое значение имеет слово « Монотипия»? Знакомо оно вам?
Он предлагает найти содержание темы урока, вспомнив урок ИЗО в 1 классе «Бабочки»
(Слайд №2) и урок во2 классе
« Симметрия. Отражение в воде»
(Слайд №3- 4)
Учитель предлагает вспомнить: какими приёмами пользовались учащиеся для выполнения своей творческой работы.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? А затем озвучить значение слова «Монотипия»
Учитель даёт (после высказывания детей) определение:
( Слайд № 5)
Монотипия (в переводе с греческого – «один отпечаток») – это техника получения печатного изображения с помощью цвета. Художник наносит краску на гладкую поверхность (например, металл, стекло, пластик) и снимает с неё отпечаток.
Учитель задаёт вопросы: Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Что мы сегодня будем делать на уроке? Какая задача перед нами стоит?
Ученики отвечают, что это слово им не знакомо.
Рассматривают слайды.
Вспоминают, что в основе работ « Бабочка» и «Отражение в воде» лежит отпечаток
Ученики делают вывод, что слово « Монотипия» означает «отпечаток».
Ученики слушают учителя.
Ученики отвечают на вопросы и ставят перед собой задачу: Речь сегодня на уроке пойдёт о новой технологии. Сегодня на уроке мы будем учиться рисовать, используя технику «Монотипия».
2
4
Открытие нового знания
Учитель читает стихотворение И.А. Бунина. Задает вопросы. Предлагает учащимся открыть учебник на стр. 10 Учитель предлагает вниманию учащихся музыкальный клип.
Для выполнения работы потребуется: лист бумаги, краски (акварель или гуашь), ёмкость с водой, кисти и губка, гладкая поверхность. (Слайд 6)
Учитель. Как работать в данной технике мы узнаем, посетив мастерскую художника. (Включает видеоурок) (Слайд 7)
Учитель ведёт просмотр следующих слайдов (8- 16)
Если хорошо присмотреться к отпечаткам, то можно увидеть причудливые деревья, леса, горы, озёра. Пара мазков кисточкой – и отпечаток превратиться в дивный пейзаж.
Учитель задаёт вопросы:
Что такое пейзаж?
От чего зависит каким будет ваше цветовое решение?
-Что художник передаёт, используя цвет?
Задает вопросы.
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Работают с информацией из учебника. Просматривают клип.
Просматривают видеоролик.
Внимательно рассматривают слайды.
Слушают учителя.
Отвечают на поставленные вопросы.
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Отвечают на вопросы учителя. Структурируют знания; высказывают и обосновывают свое мнение. Просматривают предложенные слайды.
5
5
Динамическая пауза
Озвучивание текста в стихотворной форме
Выполнение физические упражнения для снятия напряжения.
1
6
Построение плана выполнения работы
Регулирует работу учащихся.
Предлагает проанализировать последовательность выполнения работы:
Наносим на гладкую поверхность тонким слоем краску (цвет каждый выбирает индивидуально, в зависимости от того какой пейзаж он изображает)
Кладём лист бумаги на гладкую поверхность, покрытую краской.
Аккуратно проводим ладонью по поверхности бумаги. На одном рисунке можно получить различные нюансы цвета. Всё зависит от силы нажатия ладони на бумагу.
Снимаем лист бумаги. На цветной стороне получаем отпечаток своего рисунка.
Внимательно рассматриваем получившийся отпечаток и фантазируем…
Эта техника хороша тем, что начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение и перед вами шедевр. Начинаем творить!
Во время вашей работ звучит музыка, а на экране будут появляться слайды с изображением нашей природы.
Совместно с учителем разрабатывают план выполнения работы.
4
7
Реализация плана. Творческая практическая деятельность.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Учитель проводит целевой обход, дает индивидуальные консультации.
Выполняют творческое задание.
20
8
Включение в систему знаний, повторение.
Организует выставку работ учащихся, предлагает повторить (озвучить) все этапы работы
По желанию несколько учащихся озвучивают этапы своей работы.
2
9
Рефлексия деятельности
Учитель организует рефлексию.
Закончить фразу:
- На уроке я узнал…
- Я научился…
-Мне понравилось…
- Я хочу научиться…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
В заключительном слове учитель подводит итог урока, благодарит за работы и озвучивает домашнее задание. ( Стр. 60)
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают вывод, что изображая что-либо, можно ограничиваться всего несколькими точными линиями и вместе с тем передавать выразительность образа. Записывают домашнее задание в дневник.
4
Видео фрагмент, который используется во время урока расположен по адресу: http://www.youtube.com/watch?v=0E-RwAF7LMs