«Тихая моя Родина…» (Природа в стихотворениях русских, марийских поэтов XX века и в творчестве И.И.Левитана)
Конспект интегрированного урока русской литературы, марийской литературы, изобразительного искусства «Тихая моя Родина…» (Природа в стихотворениях русских, марийских поэтов XX века и в творчестве И.И.Левитана) Цель урока: развивать эстетический вкус, умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, развивать навыки анализа текста. Задачи: 1. Помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов, через музыку, через произведения живописи. 2. Учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам. 3. Воспитывать любовь к родному краю и природе через творчество русских и марийских поэтов, через творчество композиторов и художников. Методы обучения: -объяснительно-иллюстративный; - частично-поисковый; - методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, групповая технология Формируемые УУД: Личностные УУД. Формирование положительного отношения к учебной деятельности; формирование представления о значении литературы и искусства в целом в жизни человека; формирование способности к самооценке. Регулятивные УУД. В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; высказывание своих предположений. Познавательные УУД. Формирование умения осуществлять анализ, сравнение; под руководством учителя осуществлять обобщение; строить высказывания в устной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Формулировать собственное мнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение. Планируемые результаты. Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине, любви к своему краю и родной природе; развитие эстетического и экологического сознания через освоение художественного наследия русской и марийской поэзии. Метапредметные: развитие эстетического и экологического мышления; умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий. Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения русской поэзии, марийского языка на основе изучения марийской поэзии, воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. Ход урока. I. Мотивация. Добрый день, ребята. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. -Чем же будем заниматься? Конечно же, общаться. Поговорим? -О чём? -О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? Поговорим! Вдруг будет интересно! II. Актуализация знаний. Наш урок я предлагаю начать со слов Николая Рубцова: «Тихая моя Родина! Ивы, река, соловьи…» (эпиграф). (слайд 1) Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла эти слова? О чем же сегодня пойдет речь? (Ответы учащихся). III. Постановка учебной задачи. Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, о произведениях, в которых отражена природа родного края. А урок наш необычный. Помимо стихотворений русских поэтов, мы ещё рассмотрим стихотворения наших марийских поэтов, репродукции картин великого художника И.И.Левитана. Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему нашего урока.(Слайд 2). Давайте посмотрим на слайд (3). Перед вами портреты. Что можно сказать, глядя на портреты. Кто они? (Ответы учащихся). - Да, ребята, вы правы, это поэты. Это поэты XX века.. Может, кто-то узнал этих поэтов? Я напомню вам. Это Сергей Есенин, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов (Слайд 3), наш марийский поэт Василий Регеж-Горохов и наш земляк, уроженец деревни Пукшамбал Михаил Максимович Иванов-Батрак (Слайд 4). И речь сегодня пойдет о поэзии XX века, о русских и марийских стихотворениях о природе, и сегодня мы познакомимся с произведениями представленных поэтов, отработаем навыки выразительного чтения и анализа стихотворений, повторим выразительные средства литературы, также познакомимся с картинами Левитана. IV. Открытие нового знания. 1. Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения о родной природе» - Как понять слова К.Г.Паустовского: «Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна? - Почему сохранение природы – дело государственной важности? Прокомментируйте экономический и эстетический аспекты этой проблемы. - Как эстетическое воздействие природы на человека связано с именами писателей, поэтов, художников и композиторов? 2. Работа в группах. Общий план работы групп. (Слайд 5, на листочках у каждой группы) 1) Краткий рассказ о поэте.(Задание домашней работы) 2) Выразительное чтение стихотворения. 3) Выявление настроения и основной мысли стихотворения. 4) Выявление слов и выражений, создающих наиболее яркие поэтические образы (краски, звуки, запахи). Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэтов и определение их художественной функции (практическая работа). Группа 1. Сергей Есенин «Топи да болота…» Группа 2. Николай Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» Группа 3. Николай Рубцов «Тихая моя Родина…» V. Первичное закрепление. 1. Отчет первой группы по стихотворению Сергея Есенина «Топи да болота…». Дополнительные вопросы: • Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина? • В чём своеобразие этого стихотворения? • Картина Левитана «Лето» и стихотворение Есенина – что общее? (Слайд 6) Комментарии учителя: единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери природы. 2. Отчет второй группы по стихотворению Николая Заболоцкого «Я воспитан суровой природой…» Дополнительные вопросы: • Что нового узнали об этом поэте? • Как вы думаете, почему автор называет природу «суровой»? • С каким чувством описывается мир природы? • Каковы отношения лирического героя и природы? • Можно ли в качестве иллюстрации к стихотворению использовать картину Левитана «Октябрь» ? (Слайд 7) Комментарии учителя: Лирический герой – дитя природы («воспитан суровой природой») и в то же время – выразитель её души, её мысли, орган её чувств ( «всё лежал бы и думал я думу беспредельных полей и дубрав»). В поэзии Заболоцкого - гармония человека и природы. 3. Отчет третьей группы по стихотворению Николая Рубцова «Тихая моя Родина…» Дополнительные вопросы: • О чём это стихотворение? • Какие чувства испытывает лирический герой? • Как вы думаете, почему к стихотворению Рубцова я подобрала картину Левитана «Берёзовая роща». (Слайд 8) Комментарии учителя: чувства самые разные : тихая грусть, печаль, чувство жалости, ностальгия, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной, «жгучей», связи с родиной. Эффект стихотворения – в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе. Рубцов ощущает природу как тайну и часто описывает её с радостным или трогательным воодушевлением. VI. Физкультминутка. VII. Расширение кругозора учащихся по изучаемой теме. А какие чувства у вас вызывает слово «Родина»? Русские поэты в своем творчестве стремились передать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к родине. Мы увидели, что в нашей природе нет показной красоты, она скромна и проста, полна спокойствия и раздолья, степенности и величия, но в каждом из нас пульсирует любовь еще и к своей малой родине, к своему краю. Красоту родной природы, нашего марийского края воспевают и марийские поэты. Давайте познакомимся со стихами двух поэтов, наших земляков, уроженцев Куженерского района. Если вы со стихами Василия Регеж-Горохова знакомитесь на уроках марийской литературы, то о творчестве Михаила Максимовича Иванова-Батрака, наверно, знаете мало. 1. Сообщение о Михаиле Максимовиче Иванове-Батраке (индивидальное домашнее задание). 2. Чтение стихотворений «Олыкышто» и «Кече утыр шырата» и беседа. • Понравились ли вам стихотворения? • О чём стихотворения? • Определите основную мысль каждого стихотворения. • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении? 3. Знакомство со стихотворением Василия Регеж-Горохова «Регеж». • Определите тему и идею стихотворения. • В чём своеобразие стихотворения? • Как описывает автор природу и родной край? • Хотели бы написать стихотворение о своей малой родине, как и Горохов? Вывод: наш марийский край особенный, родной, близкий, потому что мы тут родились, здесь наш дом, наши родители. Это наша малая родина. Красоту родной природы и родного края воспета в стихотворениях поэтов, наших земляков. Мы должны учиться у наших земляков видеть прекрасное в природе и уважать, беречь, ценить природу и родной край. VIII. Закрепление. Почувствовать красоту природы помогают нам не только поэты, но и великие художники и композиторы. Я предлагаю вам сейчас послушать музыку Петра Ильича Чайковского и посмотреть репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. Послушаем мы музыкальное произведение из цикла «Времена года» Чайковского «Апрель. Подснежник». А на слайдах посмотрим репродукции картин Левитана о весне. Подумайте, как природа показывается на картинах и в музыке. Есть ли общее со стихотворениями, изученными на сегодняшнем уроке? Подготовьтесь высказать свои мнения о картинах и музыке: что увидели, что почувствовали, что понравилось; что вы представили себе, когда слушали музыку, какие чувства передаёт в ней П.И.Чайковский. (Слайды 9-13. Звучит музыка Чайковского) Ученики высказывают своё мнение, обсуждают. Вывод: Левитан умел видеть и радоваться сияющему великолепию красок, стремительному ручейку, пробивающему дорогу в снежных сугробах, мартовскому солнцу, возвещающему приход весны. Его картины о весне принадлежат к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в русской живописи. Мы ощущаем ту сладкую грусть, ту тихую весёлость, которая почти необъяснима и которою встречаем весну. П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть её прелесть. IX. Обобщение по уроку. Рефлексия. Что общего вы заметили в стихах таких разных поэтов? В чём вам видится величие природы? Как величие природы передаётся в стихотворениях русских и марийских поэтов, также в картинах Левитана и композитора Чайковского? Чем близки к стихам о природе картины художников, музыка композиторов? Что нового и полезного, нужного взяли для себя на нашем сегодняшнем уроке? Обобщение: и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Наша природа скромна и проста, но в то же время величественна. Замечательный писатель ХХ века М.М. Пришвин говорил: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу». Я желаю вам уметь видеть красоту природы, чтобы раскрыть прекрасные стороны своей души. Но помните, что любить природу – значит не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. X. Домашнее задание. 1. Выучить одно стихотворение наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию или создать электронную презентацию на тему «Природа моего края».