Рабочая программа элективного курса «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ООП LAZARUS»
Submitted by Алексей Мочалин on пн, 12/01/2015 - 21:52
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рабочая программа элективного курса
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ООПLAZARUS»
Предназначена для обучающихся 10 классов
Срок реализации программы 1 год
Автор Мочалин Алексей Михайлович, учитель информатики
Год разработки программы 2014 г.
Городец
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Программирование в среде ООП Lazarus» составлена на основе авторской программы М.А. Дранкина, учителя информатики высшей категории МБОУ «Александровская СОШ» Александровского района Оренбургской области; федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089; закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Эпоха быстрых социальных изменений и стремительный прогресс в области информационных технологий предъявляют повышенные требования к развитию познавательной активности молодого поколения. Поэтому основными задачами любого учебного курса информационно-технологической направленности являются развитие индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий.
Умение выделять актуальные проблемы и решать их оптимальным способом средствами Linux-приложений является важным условием формирования информационной компетентности учащихся, выбравших учебный курс «Программирование в среде ООП Lazarus». Программы-приложения, которые можно написать в среде Lazarus, являются конструктивными средствами для реализации творческих идей.
Элективный курс «Программирование в среде ООП Lazarus» предназначен для учащихся старших классов школ, гимназий, колледжей. Курс может проводиться в классах естественно-математического профиля. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение «Базового курса» по информатике.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению приложений, созданных в среде Lazarus, и в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение профессии программиста.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания программ-приложений различной направленности, с использованием объектно-ориентированного подхода в программировании.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Основа курса – практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая позитивному изменению индивидуально-личностных качеств учащихся. Одна из целей обучения работе в среде Lazarus заключается в предоставлении школьникам возможности личностного самовыражения и самореализации в программных продуктах, созданных в этой среде. Достижение цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках программирования программ-приложений.
Реализация творческих замыслов учеников осуществляется поэтапно:
на первом этапе создаются простейшие программы-приложения;
на втором этапе уделяется особое внимание объектно-ориентированным принципам работы с компонентами ОС посредством среды Lazarus. Рассказывается о работе с некоторыми классами языка Lazarus;
на третьем этапе создаются приложения для работы с графикой.
Цели и задачи курса:
сформировать у школьников целостное представление о разработке программных приложений с помощью объектно-ориентированных подходов в программировании;
реализовать способности учащихся в ходе создания различных приложений;
сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания программных продуктов с использованием объектно-ориентированных технологий;
понять принципы объектно-ориентированного подхода к составлению алгоритмов и программ, значение объектно-ориентированного программирования в современном множестве информационных технологий;
овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применять их при создании приложений;
приобрести навыки разработки программных приложений в визуальной среде программирования Lazarus.
Образовательные результаты
В процессе изучения элективного курса «Программирование в среде ООП Lazarus» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают инструментарий среды Lazarus, необходимый для разработки полнофункционального приложения;
знают принципы работы основных компонентов Lazarus и умеют с ними работать;
знают основы объектно-ориентированного подхода в программировании и умеют работать с некоторыми классами языка Free Pascal;
умеют конструировать интерфейс приложений и разрабатывать их дизайн;
умеют работать с графическими средствами среды;
владеют приёмами организации и самоорганизации работы по созданию приложений;
имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании программ;
овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по созданию приложений.
Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).
Метод программированного обучения.
Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).
Метод проектов.
Формы обучения:
Обще-классные формы:
урок;
лекция;
лабораторно-практические занятия;
зачетный урок;
Групповые формы обучения:
групповая работа;
групповые творческие задания;
групповая лабораторно-практическая работа.
Индивидуальные формы работы в классе и дома:
индивидуальные задания.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
№ урока
Лекции
Практ.
занятия
Введение. Основные понятия
6
5
1
1
Тема 1. Техника безопасности. Введение в программирование
2
1-2
2
Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП
2
3-4
3
Тема 3. О программе Lazarus
1
5
4
Практическая работа 1. Первый запуск программы
1
6
Раздел 1. Компоненты и события
14
3
11
5
Тема 4. Компоненты
1
7
6
Практическая работа 2. Первые успехи.
1
8
7
Практическая работа 3. Диалог.
2
9-10
8
Тема 5. Арифметические операции.
1
11
9
Практическая работа 4. Калькулятор
3
12-14
10
Тема 6. Обработка исключений.
1
15
11
Практическая работа 5. Ваш вес.
1
16
12
Практическая работа 6. Тест по географии.
2
17-18
13
Итоговая работа 1 «Компоненты и события»
2
19-20
Раздел 2. Дизайн и обработка данных
14
5
9
14
Тема 7. Работа с формами.
1
21
15
Практическая работа 7. Много форм
3
22-24
16
Тема 8. Логика
2
25-26
17
Практическая работа 8. Решение задач
2
27-28
18
Тема 9. Массивы
2
29-30
19
Практическая работа 9. Обработка массива.
2
31-32
20
Итоговая работа 2 «Дизайн и обработка данных»
2
33-34
Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом
10
2
8
21
Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя
1
35
22
Практическая работа 10. Альбом
1
36
23
Практическая работа 11. Работа с меню
1
37
24
Практическая работа 12. Вкладки
1
38
25
Тема 11. Текстовые редакторы
1
39
26
Практическая работа 13. Справочник
1
40
27
Практическая работа 14. Словарь
2
41-42
28
Итоговая работа 3 «Интерфейс и работа с текстом»
2
43-44
Раздел 4. Работа с графикой, решение задач
28
4
24
29
Тема 12. Работа с графикой
2
45-46
30
Практическая работа 15. Светофор
2
47-48
31
Практическая работа 16. Мишени
2
49-50
32
Итоговая работа 3 «Работа с графикой»
2
51-52
33
Тема 13. Системы счисления.
2
53-54
34
Практическая работа 17. Решение задач.
2
55-56
35
Практическая работа 18. Решение задачи в программе.
2
57-58
36
Практическая работа 19. Решение математических задач программно.
6
59-64
37
Выполнение контрольного итогового проекта
6
65-70
38
Резерв
2
ВСЕГО
72
19
53
Содержание курса
Введение. Основные понятия
Тема 1. Техника безопасности. Введение в программирование
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Структура курса. Взаимосвязь курса со смежными дисциплинами.
Обзор истории развития вычислительной техники. Технические средства. Основные составные части компьютера и физические процессы, лежащие в основе его работы. Понятие о компьютерных сетях, виды сетей.
Эволюция программного обеспечения. Понятие об операционной системе. Программа, выполнение программ. Программное обеспечение. Цели и методы программирования. Основы современных технологий программирования, направления их развития в настоящее время. Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования. Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Lazarus.
Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП
Основы разработки программ. Информация и данные. Обработка данных. Этапы разработки программ. Понятие об алгоритме, свойства алгоритмов (выполнимость, определенность, массовость, конечность, результативность). Тестирование.
Алгоритмические языки программирования. Принципы структурного программирования. Этапы решения задач с помощью ПК.
Допустимые операции и значения (арифметические и логические функции). Постоянные величины (константы) и переменные величины. Массивы. Формы записи алгоритма. Блок-схема. Основные блоки. Алгоритмические структуры. Линейные алгоритмы.
Учащиеся должны знать / понимать:
три принципа объектно-ориентированного программирования: инкапсуляциию, наследование, полиморфизм;
понятия объекта и класса, их различия;
назначение методов, свойств и событий объекта;
принципы работы с готовыми объектами и классами языка Lazarus.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры классов, объектов, наследования классов.
Объект как сущность реального мира. Его моделирование посредством свойств, методов и событий. Классы как шаблоны объектов. Преимущества объектно-ориентированного подхода при организации взаимосвязи внутри одного объекта и между несколькими объектами с помощью принципов инкапсуляции, наследования и полиморфизма. Связь классов и объектов реального мира с компонентами и классами среды Lazarus.
Тема 3. О программе Lazarus
Интерфейс среды визуального программирования Lazarus.
Учащиеся должны знать / понимать:
назначение окон среды программирования Lazarus;
назначение основных команд меню.
Учащиеся должны уметь:
запускать среду Lazarus;
настраивать интерфейс среды Lazarus;
переключаться между окнами среды Lazarus.
Запуск среды программирования Lazarus на исполнение. Основные окна среды Lazarus: главное окно, окно редактора форм, окно инспектора объектов, окно дерева объектов, окно редактора кода. Минимальная настройка среды Lazarus.
Проект в среде Lazarus
Учащиеся должны знать / понимать:
структуру проекта.
Учащиеся должны уметь:
создавать новый проект;
добавлять в проект новую форму;
переключаться на нужную форму либо на нужный модуль;
запускать проект;
сохранять проект.
Создание проекта в Lazarus. Добавление в проект новой формы. Переключение между формами. Структура проекта Lazarus. Сохранение проекта. Запуск проекта на исполнение.
Практическая работа 1. Первый запуск программы.
Раздел 1. Компоненты и события
Тема 4. Компоненты
Учащиеся должны знать / понимать:
способы работы с компонентами;
основные свойства компонентов.
Учащиеся должны уметь:
выделять и копировать компоненты;
помещать компоненты на форму;
изменять свойства компонентов;
изменять порядок расположения компонентов;
работать с компонентами: Button, Label.
Понятие и особенности визуального программирования в среде Lazarus. Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов. Создание приложения с помощью компонентов. Изменение свойств компонентов.
Элементы языка
Учащиеся должны знать / понимать:
важность комментирования исходного кода, виды комментариев;
классификацию типов данных языка программирования Lazarus;
порядковые типы;
вещественные типы.
Учащиеся должны уметь:
преобразовывать целочисленный и вещественный типы в строковый и обратно;
работать с основными математическими функциями среды Lazarus.
Практическая работа 2. Первые успехи.
Практическая работа 3. Диалог.
Тема 5. Арифметические операции.
Учащиеся должны знать / понимать:
как запросить у пользователя информацию с клавиатуры и выполнить над ней арифметическую операцию либо операцию конкатенации.
Учащиеся должны уметь:
программировать ввод, вывод чисел и арифметические операции;
переводить из строкового типа данных в целочисленный и обратно.
Конкатенация строк. Преобразование типов (функции IntToStr и StrToInt). Арифметические операции.
Практическая работа 4. Калькулятор.
Тема 6. Обработка исключений.
Учащиеся должны знать / понимать:
как отобразить на форме произвольный текст программным способом;
что такое событие и обработчик события;
структуру программного модуля;
основные события компонентов;
что можно делать на этапе конструирования и на этапе написания кода.
Учащиеся должны уметь:
создавать обработчик события;
назначать компонентам осмысленные имена;
редактировать исходный код в обработчике события;
программно изменять свойства компонента и вызывать его методы;
работать с компонентами: Edit, Button, Label;
определять, какие события необходимы при реализации поставленной задачи, и какая у них должна быть реализация.
Обработка события OnClick. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов. Исходный код модуля. Однострочный редактор.
Понятие события и обработчика события в среде Lazarus. Создание обработчика события для компонента. Структура программного модуля среды Lazarus. Процесс конструирования и процесс написания кода. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов.
Управление событиями
Учащиеся должны знать / понимать:
в каких случаях рационально использовать один обработчик событий для нескольких событий.
Учащиеся должны уметь:
выполнять приведение типов для компонентов;
назначать одно событие нескольким компонентам;
работать с компонентом SpeedButton.
Параметр Sender в процедурах обработки событий. Приведение типов.
Практическая работа 5. Ваш вес.
Практическая работа 6. Тест по географии.
Итоговая работа 1. «Компоненты и события».
Раздел 2. Дизайн и обработка данных.
Тема 7. Работа с формами.
Учащиеся должны знать / понимать:
в каких случаях необходимо использовать несколько форм;
каковы преимущества и недостатки использования дополнительных форм в приложении;
как перейти к нужной форме, к соответствующему ей модулю в проекте.
Учащиеся должны уметь:
создавать новую и корректно удалять существующую форму;
подключать модуль формы к модулю другой формы;
производить обмен информацией между несколькими формами;
работать с компонентами: StringGrid, UpDown, RadioButton, GroupBox, SpeedButton.
Создание и удаление формы. Переключение между формами. Зависимый переключатель.
Практическая работа 7. Много форм.
Тема 8. Логика.
Учащиеся должны знать / понимать:
основные определения, связанные с алгеброй логики;
законы алгебры логики;
принципы работы с логическими выражениями и действия над ними;
принципы построения таблиц истинности.
Учащиеся должны уметь:
понимать смысл логических выражений;
читать логические формулы;
производить действия над логическими формулами и логическими выражениями;
строить таблицы истинности;
решать логические задачи
Составление логических выражений, преобразование логических выражений, действия с логическими функциями, составление таблиц истинности.
Практическая работа 8. Решение задач.
Тема 9. Массивы
Учащиеся должны знать / понимать:
основные понятия по теме Массивы;
принципы построения массивов;
принципы нумерации массивов;
возможность производить с массивами различные операции преобразования.
Учащиеся должны уметь:
создавать одномерные массивы;
производить над массивами операции поиска максимального и минимального элементов;
производит сортировку одномерного массива по возрастанию и по убыванию;
менять местами элементы массива;
копировать один массив в другой;
решать задачи с использованием массивов.
Ввод элементов массива с клавиатуры. Чтение элементов массива. Операции над элементами массива. Перестановка элементов массива. Печать элементов массива в заданном порядке.
Практическая работа 9. Обработка массива.
Итоговая работа 2. «Дизайн и обработка данных».
Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом
Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя
Учащиеся должны знать / понимать:
функциональность стандартных элементов пользовательского интерфейса приложений.
Учащиеся должны уметь:
создавать стандартный интерфейс пользователя для приложений;
использовать в приложениях всплывающие подсказки (Hint);
работать с компонентами: MainMenu, PopupMenu, ToolBar, ImageList.
Lazarus – свободная среда разработки программного обеспечения на языке Object Pascal для компилятора Free Pascal (часто используется сокращение FPC – Free Pascal Compiler, свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal). Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении.