Повторить формулы, изученные в курсе геометрии, показать, сколько всего формул приведения, провести доказательство для всех.
Научить приводить функции любого угла к функциям угла от 0 до 90 (в частных случаях от 0 до 45), применяя мнемоническое правило
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА.
Вводная часть: повторяются изученные в геометрии 4 формулы. Выполняется запись только левых частей формул.
Sin (90-L) =
Cos (90-L) =
Sin (180-L) =
Cos (180-L) =
Учитель: «как в геометрии написано: они называются…….
и доказываются в курсе алгебры.
Объясняется тема и цель урока.
Повторяются 1) определение формул приведения.
2) рабочее правило (для учеников 9 класса вполне достаточно знать: знак правой части определяется по знаку левой части, если угол примыкает к вертикальному (рабочему), то наименование меняется на кофункцию, а если к горизонтальному (спящему), то остается прежним).
Обращается внимание учеников, что правило нуждается в существенной поправке: «считая L – острым углом». (L- альфа)
Доказательство серии формул.
Подготовка учеников к восприятию формул.
Отмечается угол L
Прикладывается чертежный угольник, вопрос: что это за угол?
Ответ 90+L
Проводятся перпендикуляры, обозначаются углы.
Учитель показывает углы:
Развернутый – 180.
Прямой – 90.
Затем последовательно углы: 1, 2, 3.
В градусной мере: 20 70 20
30 60 30
Сразу 50 50
L L
После этого проводится строгое доказательство на базе теоремы о сумме острых углов прямоугольного треугольника.
На чертеже вводятся обозначения.
Повторяется: 1) вид треугольников (прямоугольных)
Сколько элементов необходимо для сравнения
Задание: Сравните.
Вывод по гипотенузе и острому углу.
На чертеже записываются координаты точек.
И сразу:
Все записи остаются на доске до выполнения упражнений на закрепление.
Выписывается: Sin (90+L)
Повторяется: Определение синуса угла.
Записывается: Sin (90+L) =y2/R и ученики завершают доказательство: Sin (90+L) =y2/R =x1/R =Cos L
Самостоятельно проводится доказательство формулы Cos (90+L)=-Sin L
На доске оставляются записи только формул.
Ученикам предлагаются для tg (90+L) найти другой способ доказательства.
Tg (90+L) = Sin (90+L)/ Cos (90+L) …..
И, учитывая TgL*CtgL=1
Ctg(90+L)=1/tg(90+L)
Повторяются формулы SecL=1/CosL и CosecL=1/SinL
ученики сами делают вывод для Sec(90+L) и Cosec(90+L)
Подводится итог 1-го этапа урока.
Доказано 6 формул.
Использовали понятие равенства треугольников.(Учитель сообщает, что в других учебниках можно встретить другое доказательство.)
2) Перед учениками ставится задача: выяснить, сколько всего формул приведения.
Анализируя чертеж, делается вывод: всего 48 формул.
Доказательство серии Sin(360+L)= …основано на применении правила: «при изменении угла на целое число оборотов….»
Т.О. доказано еще 6 формул.
Красивое, изящное доказательство следующей серии.
Sin(360-L)=
= Sin(360+(-L))= и применить свойство нечетной функции.
На доске появляется число 18. 18-доказанных формул.