Изготовление фигурок птичек (жаворонков) из теста, солёного теста, глины
Задачи: Расширять знания детей о старинном, русском, народном, весеннем обычае: выпечки «жаворонков» (грачиков, пташек) и зова птиц. Закреплять умение детей изготавливать из теста (солёного теста, глины) птичек (жаворонков). Воспитывать интерес и уважение к русским народным обычаям и традициям.
Предварительная работа: беседы с детьми о русской традиции встречи весны: считалось, что испечённые фигурки птиц должны были вызвать прилёт настоящих птиц и ранний приход весны. Рассматривание муляжа птички из теста. Рассматривание иллюстраций птиц. Рисование по шаблону «Жаворонки». Познакомить детей с обрядовым печеньем фигурок в форме птичек, изготавливаемых на заклик весны. Учить детей лепить жаворонков из солёного теста, глины. Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихи). Заучивание стихов, закличек, пословиц и поговорок, хороводов.
Воспитатель: «Дети, а знаете ли вы, как на Руси Весну – красну встречали, чем зазывали? 22 марта в народе считается днём прилёта птиц. Прилетающих птиц люди встречают радостно. В давние времена больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна, поэтому 22 марта, когда день становиться по длине равен ночи, в русских деревнях в каждом доме все хозяйки со своими детками пыпекали из теста вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. Дети с «жаворонками» в руках с криком, звонким смехом радостно бежали кликать весну, а также и празднично одетые девушки ходили по селу, все подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки – заклички: закликали, т. е. звали, зазывали весну – красну поскорее прийти на землю. Или надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними по деревне, также зазывая в гости настоящих птиц. Набегавшись, накричавшись, дети съедали жаворонков. Далее воспитатель предлагает детям испечь «жаворонков». «Как вы думаете, из чего пекут «жаворонков»? (Из теста). «А какие продукты нужны для теста?» (Мука, молоко, яйца, сахар, соль, дрожжи, масло). Правильно! Так вот, чтобы не подготовимся к работе: вымоем руки, наденем фартучки, колпаки, засучим рукава. (Дети готовятся к работе).
«Вот мы и готовы к работе. Занимайте места за столами. Сейчас я вам раздам тесто. Потрогайте, какое оно мягкое, пластичное! А сейчас я вам покажу, как сделать из этого куска теста «птичку». (Показывает.)
А чтобы совсем стало похоже на птичку, сделаем ей глазки. Их мы сделаем из изюма. Вот какая красивая птичка получилась! Эта птичка называется жаворонок. А теперь приступайте к работе. Чтобы тесто не прилипало к рукам, посыпайте их мукой. (Дети лепят жаворонков.)
Вот мы и налепили «жаворонков». Положите их на противень. (Дети раскладывают жаворонков на противень.)
«А теперь их нужно испечь. Отнесём их на кухню.» (Воспитатель уносит жаворонков на кухню.) «А пока наши «жаворонки» пекутся, мы с вами поиграем.» Дети играют в игры, например, «Солнце», «Пирожок», «Жмурки» и т. д., водят хороводы. Воспитатель: «Пока мы играли, наши «жаворонки» испеклись. Смотрите, какие они получились румяные, ароматные! Давайте возьмём своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку – закличку « (любую.) Затем воспитатель приглашает детей на чай.
Прикрепленный файл |
Size |
11.jpg |
43.71 KB |
|