Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Задачи: Формировать навыки культурного поведения и понимания общественной значимости профессии продавца. Закреплять навыки совместной деятельности и игровых умений (в зависимости от уровня их сформированности в группе), счёта, умение описывать предмет, находить его существенные признаки и узнавать этот предмет по описанию, умения речевого общения в общественных местах, воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.
Предшествующая работа: беседы о том, что магазины бывают разные и в них продаются различные товары; беседы о профессии продавца и других работников магазина; экскурсии в магазины: продуктовый, продовольственный, «Одежда», « Игрушки», хлебный, кондитерский и т. д.) и беседы с администрацией магазинов; Рассматривание иллюстраций и картинок о работе продавцов; этические беседы о поведении продавцов и покупателей; изготовление поделок, атрибутов к игре: вырезают из бумаги и раскрашивают одежду для кукол, шьют маленькие тетрадочки, делают из глины, пластилина и природного материала игрушки, различные поделки; из тестопластики « пекут» хлеб, булки, пирожные, торты и т. п.; проводят дидактические игры: «Узнай на ощупь», « Где это можно купить» и др.
Оборудование: витрины магазина; поделки и атрибуты к игре, сделанные заранее; кассы, предметы - заместители, белые фартучки и шапочки для продавцов, игрушечные весы, банки, бумага для завёртывания покупок, кошельки, «деньги», сумочки для покупок, колокольчик, плакат «Магазин» и др.
Примечание: Магазин по желанию может называться по – разному: «Продукты», « Овощи – фрукты», «Булочная», «Молоко», «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Игрушки» и т. д. Естественно и оборудование должно соответствовать названию магазина.
Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели (дети роли распределяют заранее, объясняя свой выбор, почему они выбрали тех или иных детей, роли можно распределить и по короткой считалке).
Главное условие игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут.
Примерный вариант игры: Директор осматривает, всё ли готово к открытию магазина.
Директор магазина:
«Бом – бом! Бим – бим!
Открываем магазин!»
Посмотрите, в магазине
Все товары на витрине».
Магазин открывается, в котором покупателей приветливо и вежливо встречают. После этого покупатели расходятся по отделам . Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала. Идёт оживлённая торговля. Покупатели могут назвать товар, который они хотят купить, а могут только описать его, не называя, при этом смотреть на этот товар нельзя. По описанию товара продавец должен узнать, что хочет купить покупатель, при этом покупатели, разговаривая с продавцами и кассирами, не забывают использовать добрые и вежливые слова: «Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо» и т. д. Покупателям с детьми товары отпускаются без очереди. Примерно через полчаса педагог может предложить ребятам поменяться ролями. По окончании игры директор закрывает магазин, произнеся слова: «Бом - бом! Бим – бим! / Закрываем магазин».
Можно в магазине сделать несколько отделов, например, продуктовые и промышленные отделы, тогда в каждом отделе должно быть по продавцу. По этому же принципу можно провести игру: «Универмаг», «Торговый центр» и т. д. ( в зависимости от подготовленности детей).
Игру в «Магазин» можно соединить с другими играми, такие как «Семья», «Завод», «Фабрика», «Ферма», «Шофёры», и др.
|