Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:31
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда важно уметь доказать правильность своей точки зрения или
установить истину. Для этого существует особый тип речи - рассуждение.
– Как вы понимаете термин рассуждение?
2. Постановка целей и задач.
Поставьте для себя учебные задачи.
3. Повторение.
- А какие типы речи ещё существуют? Вспомните, используя таблицу. (СЛАЙД) Заполните пробелы в вашей тетради.
- Попробуйте по заголовкам к сочинениям определить типы текстов, которые надо использовать при их написании. (СЛАЙД)
Как я провёл зимние каникулы.
Почему нужно беречь природу.
Что такое дружба
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем работать над типом текста - рассуждение. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.
А венцом нашего урока должно стать созданное вами рассуждение.
Что обозначает это слово? Давайте заглянем в словарь. (один индивидуально)
Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Высказывание, обсуждение.
- Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).
– Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).
- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?
Инсценировка
-Саша, пойдём играть в футбол.
-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.
-А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора. Наверное, матч будет интересным.
- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.
- Ну, как хочешь.
Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?
Можем ли мы эту тему назвать спорной? А что такое спор?
Построение рассуждения.
Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор?
А вот рассуждать можно и письменно и устно. Но надо делать это правильно.
Давайте познакомимся со структурными частями рассуждения. Для этого откройте учебник на странице 174, прочитайте материал в рамочке. Выделите эти структурные части.
Как строится рассуждение? (тезис – доказательства – вывод).
Что такое тезис? (Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать).
– Как вы считаете, что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод, вы тоже знаете. Что это? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Заполнение таблицы:
Части рассуждения
Пояснение
Средства связи
1.
2.
3.
Есть школьные предметы, изучая которые вы часто прибегаете к использованию рассуждения. Приведите примеры таких рассуждений.
Работа в паре.
Выполните упражнение 124. Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Что вам в этом может помочь? Обратите внимание на схему ответа под упражнением и таблицу типов речи. Составьте устное высказывание. 1-й ряд – текст №1, второй - №2, третий - №3. У вас 3 минуты.
Ответы учащихся.
-Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты (слайд 10). Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”).
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).
Речевое оформление рассуждения.
- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.
Давайте познакомимся с вводными словами, которые нам помогут организовать наше рассуждение и дополним нашу таблицу вводными словами.
УПР. 125.
Работа в группе:
Сформулируйте тезис, подберите и запишите несколько аргументов на тему: «Нужно ли заниматься спортом?»
Подведение итогов:
Что вы сегодня узнали? Чему научились? Что хотелось бы ещё узнать? Какие вопросы вам показались интересными и вы хотели бы над ними подумать более основательно?
Домашнее задание:
Ваше домашнее задание носит творческий характер. Вам необходимо написать сочинение-рассуждение по любой из тем: “Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? ” Сколько абзацев у вас получится? Попробуйте подобрать не менее трёх аргументов для обоснования вашего тезиса. Не забудьте сделать вывод.
- Все типы речи, которые вы изучали ранее, и то, о чем мы говорили сегодня, рассуждали, описывали, встречаются в нашей жизни очень часто. Без них наша речь станет тусклой, невыразительной, неинтересной.