Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:18
Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Игра «Подари улыбку».
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом глазами, улыбнитесь друг другу. Давайте подарим друг другу улыбку, и у нас будет отличное настроение.
Работа по теме.
А) Повторение
– А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
Какой раздел языкознания мы изучали на предыдущих уроках?
Что он изучает?
Как называется словарный запас одного человека?
Что такое лексическое значение слова?
Объясните пословицу: «Ласковое слово что весенний день». (Хорошее слово может согреть, растопить душу, помочь человеку).
Б) Переход к теме урока
Прослушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
– Мерзнешь ты
И в летние денечки?
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
- Почему дочь не поняла свою маму?
- О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
В) Работа с текстом
- И сегодня, продолжая изучать раздел «Лексикология», мне бы хотелось поговорить также о маме, и я бы назвала наш урок «Золотая мама». Тема-загадка? Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
«Ты человек наш золотой!»
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. (золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами? («Золотой» - многозначное слово.)
Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. (Андрей)
Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
(запись темы «Прямое и переносное значение слова")
Как вы думаете, с чем мы будем сегодня знакомиться? Чему научимся?
называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
Г) Работа с учебником и словарём
Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр. 242. Почему происходит перенос значений слова? Переносные значения у слова бывают только у каких слов? Под каким номером они помещаются в словаре?
На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме? (на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)
Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Приведите примеры из вашего словарика.
Д) Работа с текстом
Перед вами текст. Внимательно прочитайте.
Легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.
Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.)
(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)
Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев? Запишите их в первую колонку.
Подберите к найденным словам примеры с прямым значением. Запишите их во вторую колонку.
Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.
1) ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; - ТАКОЙ ПРИЁМ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЗЫВАЕТСЯ МЕТАФОРОЙ. 5) потерять меня, околдовала красота.) – А ЭТО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Более подробно с этими выразительными средствами языка мы будем знакомиться на уроках литературы.
А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.
(Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)
А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?
Продолжение легенды.
Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.
Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.
Е) Минутка для отдыха. К.И.Чуковский
Прочитайте по ролям следующие высказывания и объясните слова, употребленные в переносном значении:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре:
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
III. Итоги урока
Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.
Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)
Какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?
(Внешняя красота, как у жены-красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!)
- Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.