Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Прямое и переносное значение слова

Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дейнекина Оксана Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Николаевская СОШ", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

-Познакомить с прямым и переносным значением слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Показать,  как используются слова в переносном значении в художественных текстах;

-Формировать навыки анализа художественного текста;

-Формировать навык выделения в тексте слов с переносным значением;

-Развитие умения работать со словарем;

-Развитие речи.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Д.Шмелёв "Русский язык 5 класс"

Используемое оборудование: 
  • Словарь С.И.Ожегова
  • Школьные словарики
  • Дидактический материал

 

Краткое описание: 
<p>Урок изучения нового материала с использованием лексики и текстов по теме &quot;Мама&quot;</p>
  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Игра «Подари улыбку».

  • Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом глазами, улыбнитесь друг другу. Давайте подарим друг другу улыбку, и у нас будет отличное настроение.
  1. Работа по теме.

А) Повторение

– А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

  • Какой раздел языкознания мы изучали на предыдущих уроках?
  • Что он изучает?
  • Как называется словарный запас одного человека?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Объясните пословицу: «Ласковое слово что весенний день». (Хорошее слово может согреть, растопить душу, помочь человеку).

 

Б) Переход к теме урока

 

  • Прослушайте стихотворение:

    Мне не хватает теплоты,-
    Она  сказала дочке.
    Дочь удивилась:

– Мерзнешь ты
И в летние денечки?



-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
 

 



- Почему дочь не поняла свою маму?

- О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дали тепло) – прямое значение слова.

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
 

В) Работа с текстом

- И сегодня, продолжая изучать раздел «Лексикология», мне бы хотелось поговорить также о маме, и я бы назвала наш урок «Золотая мама». Тема-загадка? Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте.

 

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

«Ты человек наш золотой!»

 Сестричка только вот вздыхает:

    «Ведь золото – металл такой,

 Колечко, правда, есть на пальце,

       Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

 

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
  • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. (золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
  • Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?  («Золотой» - многозначное слово.)
  • Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. (Андрей)

Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

(запись темы «Прямое  и переносное значение слова")

  • Как вы думаете, с чем мы будем сегодня знакомиться? Чему научимся?
  • называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

Г) Работа с учебником и словарём

  • Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр. 242. Почему происходит перенос значений слова? Переносные значения у слова бывают только у каких слов? Под каким номером они помещаются в словаре?
  • На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме? (на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Приведите примеры из вашего словарика.

 

Д) Работа с текстом

Перед вами текст. Внимательно прочитайте.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.)

(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)

  • Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев? Запишите их в первую колонку.
  • Подберите к найденным словам примеры с прямым значением. Запишите их во вторую колонку.
  • Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.

1) ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; - ТАКОЙ ПРИЁМ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЗЫВАЕТСЯ МЕТАФОРОЙ. 5) потерять меня, околдовала красота.) – А ЭТО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Более подробно с этими выразительными средствами языка мы будем знакомиться на уроках литературы.

  • А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.

(Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)

  • А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

Продолжение легенды.

Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

Е) Минутка для отдыха. К.И.Чуковский

Прочитайте по ролям следующие высказывания и объясните  слова, употребленные в переносном значении:
 

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
 

в) Мальчика спрашивают о сестре:

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

III. Итоги урока

  • Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.
  • Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов – средства выразительности. Они делают текст живым, красочным, выразительным.)
  • Какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?

(Внешняя красота, как у жены-красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!)

- Я бы хотела, чтобы вы были добрыми, человечными, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

Дополнительно: Упр.29. (по рядам)

Домашнее задание: Упр. № 29 (с. 245)

Прикрепленный файл Size
Конспект урока Прямое и переносное значение слова.docx 24.26 KB
Раздаточный материал.docx 15.7 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн