!Я-Патриот" Проектно-исследовательская деятельность программа спортивно – оборонной направленности по физической культуре и ОБЖ (в рамках предметной недели)
Submitted by Лариса Владимировна Лютая on Fri, 02/01/2015 - 21:15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данный в последние годы отмечается устойчивое ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения.
Задачи оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения. Данная программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через различные формы двигательной активности и познаний. В основу программы положена идея оздоровления. Её вариативность позволит обеспечить ребёнку двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным средством оздоровления. Являясь участниками программы, дети и подростки на практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализация программы позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и сформировать сознательное отношение к физической культуре и ОБЖ, как необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного здоровья.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа для школьников по физической культуре и ОБЖ проводится для повышения престижа образовательной области «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизни деятельности», популяризации в образовательных учреждениях целостного представления о физической культуре и ОБЖ как важном факторе формирования всесторонней личности.
Основными задачамидекадника являются:
- формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании; потребности в соблюдении правил безопасности в повседневной жизни и правил поведения в опасных ситуациях;
- расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно-оборонной деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью;
- развитие черт личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, в современных условиях жизни деятельности; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и устранение вредных привычек;
- выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников в спортивно-оборонной деятельности.
РУКОВОДСТВО
Общее руководство подготовкой и проведением декадника по физической культуре и ОБЖ осуществляется учителями физической культуры и ОБЖ.
УЧАСТНИКИ
В проектно-исследовательской деятельности участвуют учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов, 8-9-х и 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
Проектно-исследовательская деятельность по физической культуре и ОБЖ проводится март – апрель
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Декадник школьников представляет собой проектно – исследовательскую деятельность конкурсном в виде испытаний учащихся начальной, основной и средней (полной) школы
Конкурсное испытание состоит из заданий: практического и теоретико-методического характера - для учащихся 8-9-10-11 классов.
Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;
Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура» и «ОБЖ»
Предлагаемые вопросы разработаны по разделам:
-«Основы и медицинских знаний и здорового образа жизни» - доврачебная помощь и формирования здорового образа жизни.
-«Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» - вопросы безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, вопросы организации гражданской обороны РФ и правовых основ защиты населения при СЧ.
- «Основы военной службы» - история вооружённых сил Российского государства; структура и состав ВС.; военная форма одежды и знаки отличия; присяга и военные уставы.
- «Основы физической культуры» - соотношение понятий «культура» и «физическая культура»; смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»; история Игр Олимпиады и современного спортивного достижения.
- «Специфическая направленность физического воспитания» - физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника; использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.
- «Основы теории и методики воспитания физических качеств» - общая характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей; регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств; влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации; Методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.
- «Формы организации занятий в физическом воспитании» - взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукрепляющей, обще-подготовительной и обще-развивающей направленности; особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток и пауз, соревнований.
- «Методика решения некоторых частных задач физического воспитания» - осанка и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки правильной осанки и методика ее формирования; общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы; избыточная масса тела и ее влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.
- «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания» - здоровый образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной гигиены, профилактика травматизма.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги проектно-исследовательской деятельности определяются раздельно для учащихся основной и средней (полной) школы.
Победители и призеры проектно-исследовательской деятельности по ФК и ОБЖ определяются по сумме балов, полученных по результатам выполнения заданий.
При выполнении теоретико-методического задания место участника определяется сопоставлением количества правильных ответов всех участников.
В случае равенства количества правильных ответов у нескольких участников им начисляется количество баллов, являющиеся средним арифметическим от суммы занятых мест.
В общем зачете в декаднике по ФК и ОБЖ определяются победитель, призеры.
При определении победителя в общем зачете в случае равных результатов у нескольких участников предпочтение отдается сумме баллов, набранных в теоретико-методическом задании. Если это не позволяет выявить победителя, призеров, то их места определяются в соответствии с результатом выполнения практических заданий по приоритету: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК
Заявки на участие подаются не ранее, чем за 2 недели до начала декадника, подписанного классным руководителем.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Учащиеся, добившиеся высоких результатов и занявшие призовые места в Олимпиаде, награждаются грамотами
Класс
Практическое задание по ФК
Теоретико-методическое задание
1 классы
+
▬
2 классы
+
▬
3 классы
+
▬
4 классы
+
▬
5 классы
+
▬
6 классы
+
▬
7 классы
+
▬
8 классы
+
+
9 классы
+
+
10 классы
+
+
11 классы
+
+
Способы подготовки к данной программе
№
Задание
Класс
Ответственные
Сроки
1.
Разработка тестовых заданий по ОБЖ
8 классов
Учитель ОБЖ
до
01.02.20_
2.
Разработка тестовых заданий по ОБЖ
9 классов
Учитель ОБЖ
до
01.02.20_
3.
Разработка тестовых заданий по ОБЖ
10 классов
Учитель ОБЖ
до
01.02.20_
4.
Разработка тестовых заданий по ОБЖ
11 классов
Учитель ОБЖ
до
01.01.20_
5.
Разработка тестовых заданий по физической культуре
8 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
6.
Разработка тестовых заданий по физической культуре
9 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
7.
Разработка тестовых заданий по физической культуре
10 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
8.
Разработка тестовых заданий по физической культуре
11 классы
Учителя ФК
до
01.01.20_
9.
Разработка спортивного праздника
1 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
10.
Разработка спортивного праздника
2 классы
Учителя ФК.
до
01.02.20_
11.
Разработка спортивного праздника
3 классы
Учителя ФК.
до
01.02.20_
12.
Разработка спортивного праздника
4 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
13.
Разработка спортивного праздника
5 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
14.
Разработка спортивного праздника
6 классы
Учителя ФК.
до
01.02.20_
15.
Разработка спортивного праздника
7 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
16.
Разработка спортивного праздника
8 классы
Учителя ФК
до
01.02.20_
17.
Подготовить стен. газеты
(кроссворды) по ФК
Учителя ФК
до
10.02.20_
18.
Подготовить бланки заявок на участие в практическом задании
1-11 класс
Учителя ФК
до
30.04.20_
19.
Подготовить бланки заявок на участие в теоретическом задании
- отработать организационную модель проведения совместных уроков и мероприятий по ОБЖ и ФК;
- отработать организационную модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей и обеспечение адекватного состоянию здоровью каждого ребёнка двигательной активности;
- улучшить физическое состояние детей и подростков;
- сформировать состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
- проверить знания, умения и навыки в области содержания понятий «ФК» и «ОБЖ»;
- создать позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основы жизни деятельности и безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
А.П. Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений
«Физическая культура» Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. 2-е издание. Москва «Просвещение» 2008 г.
А.Н. Каинов. Физическая культура. Основы безопасности жизни деятельности. «Оборонно-спортивный профиль». 10-11 классы: развёрнутое тематическое планирование / Волгоград: Учитель. 2009 г.
Кузнецов В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1. М: Советский спорт, 2002
В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др. Физическая культура: Учебник 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2000г.
В.И. Лях. «Мой друг физкультура». Учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение 1999 г.
Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. Академи 2004.
А.П. Матвеев и А.Д. Новикова. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры.
Ю.Д. Железняк., П.К. Петров, «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. Академия. 2002.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006.
Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб: КАРО, 2002.
Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.