Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный руководитель - ключевая фигура, определяющая процесс воспитания личности.

Фото пользователя Галина Николаевна Дождикова
Размещено: Галина Николаевна Дождикова - вт, 16/06/2009 - 22:53

Классный руководитель - ключевая фигура, определяющая процесс воспитания личности.

                                                                                                     Г.Н.Дождикова

                                                                                       Ст. преподаватель кафедры                  теории и практики воспитания                                               

 

 

 

                                                           «Классный руководитель - это педагог,

                                                                   которому можно доверить Детство».

(И.Д.Демакова)

Из истории создания института классного воспитателя

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернёров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804г., учителя  помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся - на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода.

В Уставе указывалось: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и потому должны их  принимать ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». С момента официального утверждения в России института классных наставников (1871 год) их обязанности включали организаторскую деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам общества.

До 1917 года в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских - классные дамы (должность введена Уставом  1871г), осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся.

С 1918 года воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодёжи политического сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой ученической группой выделялись отдельные учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, различной отчётностью и не имели времени вести полноценную воспитательную работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к детскому коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по введению в школу самоуправления.

Однако в середине 20-х гг. кризис детского самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им педагогической помощи.

В 1931 году утверждена Наркомпросом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отдельными учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации учебно - воспитательной работы.

В 1934 году МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно которому задачей классного руководителя являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой. В обязанности классного руководителя входила работа с активом, пионерской и комсомольской организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью.

В «Инструктивно - методических указаниях» 40-х гг. по улучшению работы классного руководителя подчёркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путём посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50-х  - 1-й половине 60-х гг. Велись поиски новых подходов к воспитанию ребёнка, появились публикации из опыта работы классного руководителя.

С 1970 г. Основные обязанности классному руководителю определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о классном руководителе 1971г., продолжило линию, выработанную в 30-е гг.,  - ориентация на коллектив учащихся. В основные задачи классному руководителю входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, общественного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни; к сознательному выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование системы образования, развернувшееся в конце 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли классного руководителя в её решении.

С 1989г. В ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобождённый классный руководитель (воспитатель)», в ходе которого определились приоритетные направления в деятельности классного руководителя. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив учащихся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитательной работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Назначение (миссию) классного руководителя можно рассматривать через выполнение им трёх ведущих ролей:

Ø      учителя, формирующего в классе ценность «Знания» через преподавание собственного предмета, взаимодействие с другими учителями класса, внеурочное просвещение и стимулирование самообразования;

Ø      воспитателя, выстраивающего организационную культуру класса, способную стимулировать развитие каждого школьника как личности и всего класса в целом как коллектива;

Ø      психолога, гуманизирующего социально - психологический климат класса и поддерживающего гуманное взаимодействие в коммуникативных связках «ученик - ученик», «ученик - класс», «учитель - класс», «учитель - ученик»,  «родители - школа» и др.

В какой бы роли ни выступал классный руководитель - учителя - предметника, психолога, исследователя - он остаётся главным воспитателем класса: все виды осуществляемой им деятельности должны носить воспитательный характер и дополнять, обогащать его ведущую деятельность - воспитательную. Именно об этом говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

 В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствие с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Каким должен быть современный классный руководитель? Носителем, каких ценностей и целевых установок он призван стать? Что следует изменить в содержании его работы? Как построить процесс воспитания школьников в обновляющихся условиях? Какие критерии могут выступать в качестве мерила эффективности деятельности классного наставника?

Анализ деятельности классного руководителя с классным коллективом в воспитательной системе позволяет выделить ряд условий эффективности этой деятельности, связанных с личностными характеристиками педагога - воспитателя. Это развитие профессионально значимых качеств [креативности, педагогического оптимизма, эмпатии, самосознания классного руководителя как воспитателя, его способность и готовность к коллективной педагогической деятельности]. Само содержание профессиональной деятельности педагога как воспитателя заставляет его развивать определённые личностные качества как профессионально значимые. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога с коллективом класса в условиях воспитательной системы, обеспечивая успешность педагогической деятельности, с одной стороны, актуализируются воспитательной системой, а с другой стороны, сама воспитательная система способствует их формированию и развитию, тем самым, обеспечивая развитие личности самого педагога, способствуя становлению его профессионального мастерства.

Профессионально значимые качества педагога, которые составляют ядро его личности и нуждаются в развитии. К ним относятся:

1.                          Педагогическая направленность, которая представляется доминирующая система мотивов, определяющая поведение педагога и его отношение к профессии;

2.                          Педагогическое целеполагание, т.е. умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

3.                          Педагогическое мышление, которое представляет собой умение использовать различные средства решения педагогических задач;

4.                          Педагогическая рефлексия как способность педагога к самоанализу;

5.                          Педагогический такт, предполагающий отношение к ребёнку как главной ценности;

 

Все перечисленные качества имеют прямое отношение к классному руководителю. Можно добавить к ним  умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся.

Интерес, стремление и способность классного руководителя к творчеству, определяющие характер его деятельности, способствует рождению новых нетрадиционных форм воспитательной работы, сохранению и поддержанию романтики и мажора в жизни класса, развитию индивидуальности классного коллектива в общешкольном, формируют новый стиль отношений классного руководителя и учащихся - сотрудничество в коллективном творческом деле.    Радость созидания, особенно радость творческого труда, служит источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле.

Осознание классным руководителем себя как воспитателя - одно из условий его эффективной деятельности с коллективом класса.  Классный руководитель выступает как активный участник процесса совместной педагогической деятельности, что способствует формированию и развитию профессионального самосознания, побуждая педагога к анализу своей деятельности в рамках всей системы, всего педагогического коллектива, осознанию своей роли в воспитательном коллективе школы, сравнению себя, своей деятельности, её результатов с коллегами, включая педагогов в совместный с детьми анализ коллективных дел.

И так, классный руководитель главный человеческий фактор школы в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребёнком. Главная задача классного руководителя - воспитание ученика. 

Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь. Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам человек. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло», они подразумевают:  «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло - у них хороший классный руководитель». 

Нам повезло - у нас есть, Ты.

С живым потоком чувств и мыслей,

С огромным сердцем золотым,

И радостью познанья каждого из нас.

Мы смотрим на тебя и говорим:

«Мы - любим,

 За то добро и теплоту души.

Тебя мы никогда не позабудем,

Наш факел жизни, счастья и любви».

Г.Н.Дождикова.

 

 

 

Приложение

Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя

 

   Свидетельством эффективности воспитательной работы являются:

 

* уровень организации классного коллектива, как в учебной, так и во внеклассной работе (дисциплина, порядок, чёткая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

 

* уровень учебной мотивации  у учащихся класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе,  в факультативах, учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

 

* разнообразная и интересная для учащихся класса внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

* постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

 

* уровень развития классного коллектива (его сплочённость: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

 

* степень развития  сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включённости классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

 

* контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

 

* глубина и серьёзность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

 

* комфортность и защищённость каждого воспитанника в классе;

 

Свидетельством успешной деятельности классного руководителя являются:

- высокая эффективность воспитательной работы с классным коллективом в соответствии с перечисленными выше критериями;

- проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии;

 - стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приёмов и способов взаимодействия с учениками);

- степень его включённости в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками);

- степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить её, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);

- степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом, хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству;

- умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать совместный интересный культурный досуг;

- взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.

 

Памятка классному руководителю к анализу итогов учебного года:

 

1. Какие задачи в воспитании и развитии учащихся вы хотели решить в учебном году?

2. Что для этого Вы намечали сделать, как педагог - воспитатель?

3. Какие задачи Вам удалось решить, что этому способствовало, почему?

4. Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало?

5.Как решение задач отразилось на развитии учащихся (и в частности, на задачи года школы)? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?

6. Какими результатами своей деятельности Вы не удовлетворены, хотели бы улучшить? Что намечаете для этого сделать?

 (Целесообразным является участие детей в анализе итогов учебного года.)

Анкета для учащихся

1. Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Назовите самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей?

2.Какие положительные изменения произошли в этом году? В чём они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?

3. Что в жизни класса нас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чём мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом?

4. С решения, каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?

5. Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

 (После ответов на данные вопросы, необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе).

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Дневник обучения педагогов дополнительного образования и классных руководителей

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн