В связи с реорганизацией образования в России, деятельными процессами информатизации как одного из ведущих направлений модернизации образования, увеличения роли информации как важного ресурса, возрастает значимость подготовки учителя в области эффективного использования средств информатики и информационно - коммуникационных технологий.
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.
Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. [1]
Современный учитель должен обладать базовыми качествами учителя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения.
А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.
Применяя следующие программное обеспечение в ОС Windows, как Microsoft office, а в ОС Linux - Open office в зависимости от операционной системы, распространяемой в учебном заведении.
В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
Для создания электронных учебников, пособий педагог может использовать различное ПО (в ОС Linux - Quanta Plus, в ОС Windows - Front Page).
В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Linux -Keduca, в ОС Windows - Delphi, Java Script,Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.
В - пятых, учитель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.
В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
- Дистанционное обучение;
- Оn-line тестирование;
- Участие в дистанционных олимпиадах;
- Конференции;
- Виртуальные экскурсии;
- Поиск различной информации.
Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.
Компетентный учитель - предметник в области ИКТ должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.
ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.
|
На: Учебный блог по ИКТ- компетентности Соловьёвой Т.А.
Татьяна Анатольевна, а как у Вас лично обстоит дело с ИКТ-компетентностью? Поделитесь!
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!