Подготовила:
Евсюкова Дарья
учащаяся 11 А класса,
МОУ «СОШ № 4
г. Ртищево Саратовской обл.»
учитель истории:
Панкратова Ж.А.
Содержание
Введение …………………………………………………………………3-6
Глава 1. Школа снайперов ………………………………………………6-9
- История создания ЦЖШСП. ……………………………………..6-7
- Известные женщины – снайперы ………………………………..7-8
- Оружие снайперов ………………………………………………..8-9
Глава 2. Женщина снайпер в годы Великой Отечественной войны: история моей прабабушки А.Г. Ильиной ………………………………………..9-14
- Довоенные годы …………………………………………………..9
- Обучение в школе снайперов ……………………………………10-11
- Участие в боевых операциях …………………………………….11-14
Заключение ………………………………………………………………14-15
Список использованной литературы……………………………………16-17
Приложения ………………………………………………………………18-22
Введение
Если фашистской шрапнелью
Меня случайно поразит,
И сердце под серой шинелью
На век замолчит,
То пусть эти мёртвые черты
Напомнят тебе что-нибудь о живом…
(строки с фотографии А.Г. Ильиной)
Совсем скоро наша страна будет праздновать 70-летие Великой Победы. Сколько участников Великой Отечественной войны придёт на этот парад? В нашем городе, как думаю и в других, ветеранов, пришедших на парад, остаётся всё меньше и меньше. Возраст, болезни, ранения выбивают из строя одно за другим фронтовиков… Я с детства знала, что моя прабабушка Ильина Анна Георгиевна, которую я никогда не видела, тоже воевала. Однако, совсем недавно совершенно случайно я узнала, что моя прабабушка была снайпером. Данный факт меня поразил своей необычайностью, много ли женщин воевало, были солдатами? А тут ещё и снайпер! Я стала расспрашивать свою бабушку про её мать и к моему ужасу и удивлению оказалось, что ни она, ни её родной брат ничего рассказать практически мне не могут, т.к. не обладают никакой информацией. Более того не сохранилось документов, которые могли бы пролить свет на то, где моя прабабушка служила, где и как воевала, какими наградам и за что была награждена, нет и самих наград, очень мало фотографий военного периода.
Поэтому цель моей работы узнать, как Анна Георгиевна Ильина стала снайпером, о боевом пути моей прабабушки, узнать, какой вклад она внесла в разгром фашистской Германии. Узнать и восстановить утраченную историю одного из многочисленных защитников нашей Родины, чтобы передать своим детям и внукам, чтобы в нашей стране не забывали ту цену, которую пришлось заплатить нашему народу за Победу в этой страшнейшей и кровопролитнейшей войне, чтобы мы и наши потомки не забывали те уроки, которые нам преподнесла та война.
Задачами моей работы является: 1) узнать о снайперской школе и женщинах – снайперах времён Великой Отечественной войны, сколько женщин – снайперов было вообще; 2) узнать и проследить боевой путь моей прабабушки А.Г. Ильиной, какими наградами и за какие заслуги она была награждена.
Чтобы написать данную работу я изучила следующую литературу: произведение
С. Алексиевич «У войны - не женское лицо»[1]. Данная книга - собрание воспоминаний женщин – участниц Великой Отечественной войны, о том, как они подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах, они повествуют о своей судьбе, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об “обыкновенных военных девушках”, как они сами себя называют. Собранные вместе рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они все о чём-то мечтали: быть актрисами, учителями, матерями и жёнами, но пришлось им стать, прежде всего, солдатами, воинами, защитниками. Ещё одна из книг, которая помогла мне ощутить дух того времени, многое узнать о женской снайперской школе, о специфике военной службы снайперов – женщин это воспоминания Ю. К. Жуковой — одной из выпускниц той же школы, в которой училась моя прабабушка. По сути это первая книга, в которой автор столь откровенно рассказывает о подготовке, службе и быте, боевой работе выпускниц Центральной женской школы снайперской подготовки[2]. О самой школе, как проходило обучение, что именно изучали, где она находилась мне помогли узнать статья Е. Н. Никифоровой «Женская снайперская школа»[3] и воспоминания выпускниц Подольской снайперской школы[4]. Информация с сайта «Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске»[5] позволила мне узнать об участии выпускниц в боевых операциях по годам и месяцам, о том, куда они направлялись служить, численности и о числе выпусков, преподавательском составе. На сайте фотографий «Фотогалерея»[6] выпускниц женской снайперской школы я обнаружила фотографию выпуска свей прабабушки (она тоже есть на фотографии). Из истории женского снайперского движения[7] и статьи Панкова Д. Д. «Женское лицо войны»[8], я узнала о зарождении и развитии женского снайперского движения, с чего оно начиналось, его цель и задачи. Информация с сайта «Женщины в Великой Отечественной Войне: цифры и факты»[9] позволила узнать об известных женщинах – снайперах, их подвигах и наградах, количестве убитых ими немцев, подсчитать статистику результативности снайперов. При написании работы я также воспользовалась воспоминаниями Каляевой (Евсюковой) Галины Владимировны – моей бабушки[10], которые позволили мне уточнить по возможности некоторые события из жизни А.Г. Ильиной, узнать некоторые нюансы. Всю информацию мне пришлось собирать по крупицам и из них как в мозаике составлять единую картину. Дело в том, что прабабушка мало, что рассказывала своим детям, т.к. информация на тот момент была засекречена, а умерла она, когда внуки были ещё маленькими. Обращение в архивы за информацией в 1986 г. результатов не дали, видимо, по той же причине засекреченности информации. Некоторую информацию я нашла в архиве военного комиссариата Саратовской обл. по г. Ртищево и Ртищевскому р-ну (учётную карточку) и на сайте «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне»[11], откуда я узнала, где и когда была призвана моя прабабушка, где и когда она проходила обучение, где служила, в каких боевых операциях участвовала, какие имела награды и за какие заслуги. Также я повторно обратилась с запросом в архив ЦЖШСП, но ответ пока не получила. Вся эта информация помогла заполнить белые пятна в истории нашей семьи, узнать о жизни прабабушки, о ее боевом пути.
Глава 1. Школа снайперов
1. История создания ЦЖШСП
В годы Великой Отечественной войны стрелковому делу женщин обучали во многих частях и соединениях армии. Чтобы попасть на фронт, молодым патриотам приходилось проходить первичное обучение, как правило в местных стрелковых и специальных комсомольско – молодежных подразделениях. Учитывая желание молодых девушек и нехватку квалифицированных снайперов, была создана Центральная женская школа снайперской подготовки (ЦЖШСП) — военное учебное заведение при Главном Управлении Всевобуча (ГУВВО) НКО СССР, существовавшее в 1943—1945 годах. Первоначально размещалась в посёлке Вешняки, затем с 5 июня 1943 года — в посёлке Амерево Шелковского района Московской области, откуда была переведена в Подольск. В школе девушек обучали действовать в военной обстановке: стрелять, ползать по-пластунски, маскироваться, окапываться, оказывать первую медицинскую помощь, действовать в противогазе, разбирать и собирать винтовку, принимать самостоятельные решения в условиях боя. Много внимания уделялось и психологической подготовке, а также воспитанию выносливости. За время своего существования школа сделала 7 выпусков, подготовила 1061 снайпера и 407 инструкторов снайперского дела, а две воспитанницы школы были удостоены звания Героя Советского Союза.[12]
2. Известные женщины – снайперы
Девушками, посмертно удостоенными звания Героя Советского Союза стали Алия Нурмухамбетовна Молдагулова и Барамзина Татьяна Николаевна.
Алия Нурмухамбетовна 1925 года рождения (из Казахстана) в 1943 году окончила ЦЖШСП. В действующей армии с октября 1943 года. Ефрейтор Молдагулова за первые 2 месяца участия в боях уничтожила несколько десятков гитлеровцев. В январе 1944 года участвовала в бою за деревню Казачиха (Псковская область), уничтожила метким броском гранаты вражеский пулемёт. Лежа в снегу, Молдагулова хладнокровно и точно вела по врагу снайперский огонь. В третий день наступления вражеская пуля разбила оптический прицел ее винтовки. Осколком мины она была ранена в руку, но осталась в строю, была ранена в грудь. Последним усилием она метким выстрелом уничтожила своего противника. За мужество и героизм посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза.[13] Барамзина Татьяна Николаевна 1919 года рождения (из Удмуртии) в 1944 году окончила ЦЖШСП. С апреля 1944 года в действующей армии. Уничтожила из снайперской винтовки 20 фашистов, оказала помощь многим раненым. Ефрейтор Т. Н. Барамзина в бою у деревни Пекалин (Минская области) была захвачена в плен. Татьяну долго пытали: тело изрезали кинжалом, глаза выкололи, груди вырезали, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову. Опознали её только по остаткам обмундирования и по волосам. Посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Награждена орденом Ленина.[14] Я так же нашла перечень имён других девушек, не удостоенных столь высокого звания, но имеющих большое количество уничтоженных врагов. Исходя из данных таблицы, в среднем на одну женщину – снайпера приходилось 11-12 убитых фашистов.[15]
3.Оружие снайперов
Самым распространенным оружием советских снайперов была винтовка Мосина (трёхлинейка), принятая на вооружение еще в 1891 году. Наряду с винтовкой Мосина применялась и автоматическая винтовка Симонова АВС). Изначально разрабатывалась как самозарядная винтовка, но в ходе усовершенствований был добавлен режим автоматического огня для использования в экстренной ситуации. В целом винтовка Симонова оказалась сложной в производстве (143 детали из 13 видов стали), т.к. было множество деталей сложной формы, производство которых требовало высокой квалификации, больших затрат времени и ресурсов, поэтому уже во время войны она была снята с производства и с вооружения советских войск, а поэтому большой роли не сыграла как вооружение советских снайперов. Тем не менее, автоматическая винтовка Симонова примечательна как одна из первых в своём роде, принятая на массовое вооружение и испытанная в боевых условиях, а также как созданный отечественными инженерами и освоенный в крупносерийном производстве отечественной промышленностью весьма передовой для своего времени образец. Так же использовалась и самозарядная винтовка Токарева (СВТ). СВТ, не уступавшие американской M1 Garand и явно превосходившие более поздние немецкие G.41(M) и G.41(W), заслужили достаточно высокую оценку иностранных специалистов. Командующий 2-й танковой армией Г. Гудериан в докладе об опыте боевых действий на Восточном фронте от 7 ноября 1941 года отметил: «Пехота… Ее вооружение ниже немецкого, за исключением автоматической винтовки.»[16]. Наряду с другими трофейными образцами, СВТ была принята на вооружение Вермахта. В США и на Западе ещё долгое время после окончания Второй мировой войны (до середины 1960-х) продолжали использовать аналогичное советским довоенным АВС и СВТ - M14, BM 59, G3, FN FAL, L1A1 и др. Значительная часть из них состоит на вооружении до сих пор, хотя и на вторых ролях, более того, создаются и новые образцы этого класса.[17]
Глава 2. Женщина снайпер в годы Великой Отечественной войны:
история моей прабабушки А.Г. Ильиной
1. Довоенные годы
Моя прабабушка Ильина Анна Георгиевна родилась 7.01.1926 (27) года в посёлке Новый Путь (Князевский сельский совет) Бакурского района Саратовской обл. Родители: Маланья Ивановна Ильина и Георгий Ильин. Детей в их семье было двое, Анна была старшей, брат - Николай Георгиевич Ильин - младше её на 4 года. Училась Анна в сельской школе в Бакурах, окончила 7 классов. В 1941 г. ещё до начала войны переехала в Ртищево для поступления в ФЗУ при мясокомбинате на бойца скота. Затем работала здесь по полученной специальности. Как она вспоминала, в голодные военные годы бойцы, чтобы были силы справляться со скотом – огромными племенными быками и коровами, пили кровь убитых животных, жарили уши и ели, домой разрешалось брать по маленькому кусочку требухи. Так Анна в 16 лет стала главным кормильцем семьи. Работа была тяжёлая, чисто мужская, и то не каждый мужик справится, а каково же было молоденькой девушке не только убивать скотину, но и разделывать её, поднимать многокилограммовые тушки, перетаскивать их, подвешивать. С началом войны её отец ушёл на фронт. Письма приходили редко, но радовались каждому – ведь значит, отец жив, и это было самым главным. Мать, да и сама Анна были набожными, потихонечку молились, чтобы Бог уберёг их отца и мужа. Именно из-за своей набожности она не вступила в ВЛКСМ.
2. Обучение в школе снайперов
В 1943 г., как гром среди ясного неба, пришла похоронка на отца, который погиб на фронте под Сталинградом. После этого Анна твёрдо решила отомстить фашистам за своего отца, ведь брат был ещё мал, и, Анна, привыкшая уже на себя брать роль главы семьи, роль мужика, сожгла свои документы. Ведь до призывного возраста до совершеннолетия ей не хватало одного года. Пришла добровольцем в военкомат, прибавив себе год, стала проситься на фронт. В то время шёл очередной набор в Женскую центральную школу снайперов, тем более, что здоровьем и силой (прежде всего духовной) Бог Анну не обидел. Она была зачислена курсантом в Центральную женскую школу снайперов г. Подольска с марта 1944 г. по декабрь 1944 официально, но неофициально по ноябрь 1944 г. Буквально за 6 мес. девушки – хрупкие, милые, нежные создания должны были превратиться в безжалостных практически профессиональных убийц – истребителей врага, выносливых бойцов, забывших, своё главное предназначенье – дарить жизнь и любовь. Теперь главная их задача и предназначенье стало полной противоположностью природной естественной –уничтожение себе подобных, нести смерть, сеять страх и панику среди противников. Но тогда об этих философских категориях они, полные сил и энергии, решимости отомстить за своих отцов, мужей и сыновей, не задумывались. Такова была ненависть к фашистам, что они, будущие матери и жёны, были готовы убивать ради этого самого будущего, готовы были защищать своё право любить и рожать с оружием в руках, как звери, вставшие на дыбы, чтобы защитить свою территорию, своих детей. Желание отомстить, прогнать врага со своей территории было столь велико, что, не смотря на трудности, девушки быстро усваивали науку. А ведь кроме меткости девушки должны были научиться выносливости – терпеть боль, жажду и голод, зной и холод, лишний раз нельзя было пошевелиться, т.к. это могло стоить жизни; преодолению различных длительных дистанций, препятствий бегом, ползком, вприсядку. Училась Анна в ЦЖШСП отлично, с упорством, вступила в ВЛКСМ, за успехи в обучении получила грамоту за отличие. 25 ноября 1944 г. 559 девушек-снайперов выехали в действующую армию. На митинге комсорг роты старший сержант И. Константинова, награжденная именной винтовкой ЦК ВЛКСМ, сказала: «Дорогие друзья, я еду на фронт с грозным оружием - снайперской винтовкой. Я клянусь, что честь и доверие, оказанные мне, не посрамлю. Буду беспощадна к врагу. Буду истреблять фашистов днем и ночью до полной победы над оккупантами»[18]. Под её словами могла бы подписаться каждая из выпускниц, потому что они именно так все думали и чувствовали. Анна также отучилась на связиста и служила в 78 полку связи с июня 1945 г. по август 1945 г.
3. Участие в боевых операциях
По окончании школы снайперов, как мне удалось выяснить из архивных данных, моя прабабушка была направлена в 25 отдельную снайперскую роту, служила в 65 гвардейской Рижской стрелковой дивизии, образованной в 1943 г. на базе частей 75 и 78 осбр. в 259 гвардейском стрелковом полку. В июле 1944 г. дивизия в составе 19-го гв.ск. форсировала реку Ритупе западнее местечка Раги и заняла плацдарм на ее западном берегу. В августе 1944 г. дивизия, принимая участие в Лубанско-Мадонской операции, преодолев заболоченный лесной массив, внезапным ударом овладевает Страуюпи. В октябре 1944 г. дивизия принимала участие в Рижской операции. За успешные бои по овладению г. Риги дивизии было присвоено почетное наименование «Рижская».[19] Задача снайперов заключалась в том, чтобы находить и уничтожать фашистов, а также снайперов. Враг был хитёр и коварен, чтобы выстоять в этой схватке его было необходимо перехитрить, пересидеть, переждать, иметь большую выдержку и терпение, не смотря на стужу или зной, на голод и жажду, пронизывающий ветер или дождь. Как вспоминали сами участницы тех событий: «на фронте считалось, что самая короткая жизнь у пехотинцев. А снайпер воюет впереди линейных подразделений, на нейтральной полосе, откуда до вражеских окопов рукой подать. За ним охотятся постоянно. А если засекут, в тот же момент в неглубокий окопчик с воем и свистом полетят мины и пули. Поэтому - лежи, не смей шевелиться часами»[20]. По рассказам прабабушки моей бабушке, бывало и так, что приходилось перебираться ползком по минному полю. Перед выполнением боевой задачи они с подружками только что сфотографировались. На фотографии они все живые, молодые, здоровые, улыбаются, не смотря на предстоящее здание, жизнь кажется впереди, как они мечтали ночью накануне, учёба, работа, любовь, материнство… Но судьба распорядилась иначе. Лишь одна Анна Георгиевна, моя прабабушка, вернулись с задания. Их группе из четырёх девушек необходимо было занять позиции, переползти поле, а оно оказалось заминировано. Когда Аня ползла по полю, то слышала и видела один взрыв за другим. На её глазах погибли все её подруги, с которыми она совсем недавно фотографировалась и мечтала, отправила письма родным домой… Куски человеческой плоти, её девчат, её подруг, которые были ещё тёплыми разлетались в разные стороны. Кровь смешивалась с землёй и фонтаном брызгала в разные стороны. Кто-то из них стонал, был ещё жив, но у прабабушки было задание, которое она не могла не выполнить: не останавливаясь, доползти и занять снайперскую позицию. Она не могла оказать им никакой помощи, не могла остановиться даже ни на минуту… Страх за свою жизнь, слёзы потерь, казалось, должны были парализовать 17-летнюю девчушку… Теперь уже никогда не узнать, о чём она думала в тот момент, что творилось в её душе… Тактика снайперов была тогда весьма разнообразной. Они действовали как в составе подразделений, так и отдельными группами, парами и поодиночке. Причём им всегда предоставлялись самостоятельность и возможность реализовать собственную инициативу. Очень эффективна работа снайперов на позиции в паре. Один из них, в годы Великой Отечественной он именовался снайпером-наблюдателем, обычно с помощью оптических приборов осматривал местность, обнаруживал и указывал цели, определял результаты стрельбы и давал поправки: по дальности — в метрах, боковые — в тысячных или в фигурах. Другой (снайпер-истребитель) вёл огонь. Парами они могли вести круглосуточное наблюдение, под прикрытием друг друга принимать пищу или оборудовать позицию. Количество пар, участвующих в боевых действиях, зависело от их наличия, ожидаемого сопротивления противника и продолжительности операции. Снайперы использовались в районах с хорошей видимостью. Американцы писали: «Русские снайперы доказали огромное мастерство на немецком фронте. Они победили немцев на производстве в большом масштабе оптических прицелов и обучении снайперов»[21].
В декабре 1944 г. 65 гвардейская стрелковая дивизия преобразована в 102 гвардейскую стрелковую дивизию[22], которая в январе 1945 г. принимала участие в Восточно-Прусской операции, затем вела бои за Браунсберг, где полностью ликвидировала вражескую группировку[23]. Часть дивизии встретила победу здесь же, а часть дивизии была направлена на Берлин. Моя бабушка помнит, что у Анны Георгиевны была медаль «За взятие Берлина», поэтому, вероятно, моя прабабушка с частью дивизии участвовала в Берлинской операции.
Расформирована дивизия была в 1947 году[24].
Анна Георгиевна была демобилизована 28 июля 1945 г. на основании Закона Верховного Совета СССР от 23.06.1945 г. За боевые заслуги, как мне удалось выяснить из архивных документов, она была награждена медалью «За боевые заслуги», как сказано в Приказе Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении от 22 февраля 1945 г.: «Снайпера 2-ой Отдельной Снайперской роты Гвардейской Армии гвардии сержанта Ильину Анну Георгиевну за то, что она выполнила боевые задания на участке обороны полка, истребила четырёх немецких солдат, проявив при этом отвагу и умение, действуя в условиях открытой местности»[25]. Этой медалью за годы войны было награждено около 5 млн человек. Награждали ею «за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью и за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками»[26].
Заключение
Изучая данную тему, я восстановила утраченные страницы истории моей семьи, узнала, как и почему моя прабабушка Анна Георгиевна Ильина оказалась на войне, о боевом пути моей прабабушки, о её отваге и героизме, о том, за что и какими наградами она была награждена. Узнала много интересного и познавательного о женской снайперской школе, чему и как там обучали курсантов, с какими трудностями сталкивались девушки, что именно двигало ими, что чувствовали, когда они шли добровольцами на войну, когда подвергали себя опасности, теряли своих товарищей и подруг, которые погибали на их глазах. Узнала, сколько девушек – снайперов воевали на фронте, какие они совершали подвиги.
Человеческая память удивительная вещь. Она избирательна, оказывается её легко можно «подредактировать» под нужды современных политиков. Убедить современную молодёжь, что Красная Армия являлась оккупантами Украины и Польши. Неофашизм и экстремизм с новой силой поднимает голову, представляя себя истинными защитниками мира и свободы. Возможно это происходит отчасти потому, что события из памяти со временем стираются, забываются, т.к. поколения меняются, они знают о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн всё меньше и меньше. Очевидцев тех событий совсем почти не осталось, они слишком стары и больны, а потому не могут уже как в войну вступить в бой с тем потоком лжи, несправедливости, которые обрушились на них во многих европейских странах. История Великой Отечественной войны, великих побед, мужества и героизма защитников оказались совсем беззащитны перед фальшью и подлостью современных политических нуворишей. Поэтому задача современной молодёжи сохранить и передать последующим поколениям правду о событиях той далёкой войны. И именно запись воспоминаний очевидцев как свидетелей истины, подтверждённых по возможности архивными документами, донесение их до новых поколений, может остановить переписывание истории в угоду современным политиканам.
[1] Алексиевич С. У войны – не женское лицо. // Электронная библиотека RoyalLib.ru // http://royallib.ru/read/aleksievich_svetlana/u_voyni___ne_genskoe_litso.html#0
[2] Жукова Ю. К. Девушка со снайперской винтовкой. Воспоминания выпускницы Центральной женской школы снайперской подготовки. 1944–1945 гг. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 222 с.// http://militera.lib.ru/memo/russian/zhukova_uk/index.html
[3] Е. Н. Никифорова. Женская снайперская школа / Снайперы. М.: Молодая гвардия, 1976// http://www.a-z.ru/women_cd2/12/4/i80_217.htm
[4] Воспоминания выпускниц Подольской снайперской школы// http://podolsk.org/sniper/memory.htm
[5] Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске// http://www.podolsk-news.ru/star-2_1.html
[6] Фотогалерея. Снимки военной поры и современные фотографии. // http://www.podolsk-news.ru/star-2_5.html
[7] Из истории женского снайперского движения// http://airaces.narod.ru/snipers/index_w2.htm
[8]Панков Д. Д. Женское лицо войны // Подольский рабочий. — Подольск, 28 июля 2005. — В. 148 (17965). — С. 1.// http://www.mosoblonline.ru/upload/att/20050728120232.pdf
[9] Женщины в Великой Отечественной Войне: цифры и факты / информационно- аналитический ресурс Тюменской региональной организации защиты материнства «Покров»// http://xn--72-dlc5atbek.xn--p1ai/novosti/nashi-publikatsii/zhenshchiny-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-tsifry-i-fakty/ , http://airaces.narod.ru/snipers/index_w1.htm
[10] Воспоминания Каляевой (Евсюковой) Г.В. //Школьный краеведческий музей МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской обл.». – записано Евсюковой Д.А. № фонда 161. ноябрь 2014 г.
[11] ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» // http://podvignaroda.mil.ru/?#id=37282889&tab=navDetailManAward
[12] Из истории женского снайперского движения// http://airaces.narod.ru/snipers/index_w2.htm
[13] Радио Азаттык/ Кундыз Касенова. Откровения 35 лет спустя//
http://rus.azattyq.org/content/Alia_Moldagulova_/2035805.html ; Герои страны// http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=997
[14] Красные Соколы/ Барамзина Татьяна Николаевна//http://airaces.narod.ru/snipers/w1/baramzna.htm
[15] Женщины снайперы в Великой Отечественной войне// http://airaces.narod.ru/snipers/index_w1.htm
[16] Оружие Второй мировой войны/оружие и техника самой страшной войны в истории человечества// http://weapon2.ru/
[17] Оружие Второй мировой войны/оружие и техника самой страшной войны в истории человечества// http://weapon2.ru/
[18] Из истории Центральной женской школы снайперской подготовки в Подольске// http://podolsk-news.ru/star-2_1.html
[19] 65 гвардейская Рижская стрелковая дивизия // http://myfront.in.ua/krasnaya-armiya/divizii/gvardejskie-strelkovye-61-75.html
[20] Из истории женского снайперского движения// http://airaces.narod.ru/snipers/w1/lobkovsk.htm
[21] В.Н. Киреев. Применение снайперов в годы Великой Отечественной войны.// http://www.historia.ru/2013/01/kireyev-2013-01.htm
[22] Гвардейские стрелковые дивизии// http://www.rkka.ru/guard/sd.htm
[23] 102-я стрелковая дивизия (3-го формирования) // https://ru.wikipedia.org/wiki/
[24] 65 гвардейская Рижская стрелковая дивизия/Гвардейские стрелковые 61-75// http://myfront.in.ua/krasnaya-armiya/divizii/gvardejskie-strelkovye-61-75.html
[25]ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» // http://podvignaroda.mil.ru/?#id=37282866&tab=navDetailDocument
[26] Медаль «За боевые заслуги» // http://znak.briit.net/nagradi/21-medal-za-boevye-zaslugi.html; http://mondvor.narod.ru/MBz.html
|