воспитывать серьёзное отношение к истории слова, целеустремлённость в познавательной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.
(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)
Сообщение темы урока, целей.
Сейчас я вам дам задание, а кто правильно его выполнит, получит от меня загадочную карточку с буквой и узнаете слово
Вопросы.
Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)
Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)
Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)
Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить? (Приставкой)
В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных? (В приставке и корне)
МОРФЕМИКА
Записываем тему в тетрадь
III.Слово учителя.
При изучении темы "Морфемика" мы познакомились с терминами:
Морфема - значимая часть слова.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Орфография - правила написания слов и их форм.
Культура речи - это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.
IV.Работа по теме урока.
Разминка
1. Что составляет основу слова?
а) приставка, корень, окончание
б) корень, суффикс
в) приставка, корень, суффикс, окончание
г) приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
а) окончание
б) приставка
в) корень
г) суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
а) приставкой
б) корнем
в) суффиксом
г) окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?
а) в окончании
б) в приставке
в) в корне
г) в суффиксе
5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?
а) -и-
б) -а-
в) -е-
г) -л-
Ответы:
г 2. а 3. б 4. в 5. г
2. Слово учителя.
Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево".
Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
Задание:составьте "словесное дерево" из однокоренных слов.
Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.
3.Найдите однокоренные слова в тексте. (слайд )
1. Мороз. В снежной бахроме заснул лес. Тропа ведет нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства. 2. Кругом белым-бело. Снежная белизна слепит глаза. 3. Вдруг из-под осыпавшегося на лыжне снега пружинисто выстрелила зеленая веточка с огрубевшими от холода лакированными листиками. Радостно любоваться зеленью брусники.
Проблемный вопрос: можно ли считать данные пары слов однокоренными?
Корить и кора косой (взгляд) и коса (орудие)
Бурить и бура гористый и горе
Резать и резкий слепок и ослепнуть
А теперь пора нам отдохнуть!
4. Физкультминутка(проводит один из учеников). (Слайд )
Учитель: встречайте физкультминутку
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся
Продолжаем работать.
5. Составь слова.(Слайд )
Учитель: ребята, а вы обратили внимание на букет, стоящий на столе. Он необычен. А чем? Букет состоит из частей слова. (На столе стоит ваза с цветами из частей слов.)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Задание:составьте слова(дружный, помечтать).
6. Разбор слов по составу.
Задание:выбрать по одному слову из столбика и разобрать по составу(у доски работает 3 ученика).
Слова для разбора по составу
Существительные
Прилагательные
Глагол
Сложение
бесшумный
вырастаю
Предложение
бесконечная
подрастёшь
Прилагательное
беззвучное
выросла
7.(Слайд № )
Орфография слова есть биография слова,
кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов.
(Педагог XIX века В.П.Шереметевский)
Одолеть
Долина
Дол
Сразить врага, повергнуть его в дол (низ).
Низина, впадина между горами.
Низ.
Однокоренные слова
Они пишутся с буквой о в корне слова
Проблемный вопрос: для чего же необходимо знать из чего состоит слово?
! Зная в какой части "сомнительная" буква, легче определить правило, вспомнить его и написать правильно слово.
Прочитайте:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»
- Согласны ли вы с этими словами?
Физминутка.
В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА
Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)
Это знаем мы давно
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда.
Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
8. Работа по рядам с карточками 0, А, Ё(двое учащихся у доски, один ряд выполняет самостоятельно тест "Орфография").(Слайд № ))
Сложение
чёрный
Вырастим
шоколад
Выросли
жёлтый
Росточек
шёл
Чёлка
слагать
Крыжовник
прорастают
Отрасль
Работа с карточками Ы, И.
Цифра
цыплёнок
Циркуль
цыган
Цирк
мотоцикл
Цинк
цитрусовые
Циферблат
специальный
Цитата
на цыпочках
Синицын
Тест "Орфография"
1.Буква о в корне пишется в слове:
а) ш:лковый
б) ж:лудь в) ш:в
г) ш:пот
2. Буква о в корне пишется в слове:
а) р:сти
б) подр:сла
в) выр:сти
г) р:стение
3. Буква и в корне пишется в слове:
а) ц:ган
б) ц:плёнок
в) пац:ент
г) ц:кнул
4. Буква ё в корне пишется в слове:
а) крыж:вник
б) ш:колад
в) капюш:н
г) щ:тка
5. Буква а в корне пишется в слове:
а) предл:гать
б) сл:жение
в) предпол:жжение
г) прил:жение
6. Буква ы пишется в слове:
а) ц:ферблат
б) ц:ркуль
в) ц:стерна
г) ц:ц
Ответы:1. в 2. б 3. в 4. г 5. а 6. г
Итог: какие орфограммы мы с вами повторили? ( о-а в корнях лож-лаг,рос-раст(ращ);
О-ё после щипящих в корне слов; и-ы после ц в корне, суффиксе и окончании)
Все ли орфограммы мы повторили?
Нет, совсем забыли о приставках!
9. Учитель: Ребята перед вами на слайде текст, мы его запишем в тетрадь и прокомментируем, правильность вставленной буквы.
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог”)
Индивидуальная работа с толковым словарем
(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог”)
Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)
- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)
- Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: "ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”
· Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.
· Отколе – устаревшее наречие "откуда”.
· А что такое "сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово "здесь”, в нем пишется буква З)
А какие вызнаете слова, которые начинаются с З и в состав какой части слова входит эта буква ( здоровье, здание, здешний, здравствуйте т.д)
10. УЧИТЕЛЬ:
? А что же делать, если сложное слово надо написать? Что нам поможет?
! Орфографический словарь.
? Какие ещё вы знаете словари:
Словарь синонимов
Словарь антонимов
Толковый словарь
Словарь крылатых выражений
Ребята, есть словарь, который поможет нам разобрать по составу самые сложные слова. Его нам представит Аня.
"Школьный словарь строения слов русского языка".
(Слайд №
V. Итог урока:
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок чередующихся гласных в корнях слов и др.))
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики ( оценки по жетонам)…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за тесты будут выставлены на следующем уроке.
VI. Дома(Слайд № ): 1) ответить на вопросы на 183 странице
2) индивидуальное задание –составить «Морфемный букет ( слова выдаются учителем каждому ребёнку)