Одной из ключевых компетенций, которой должны овладеть учителя иностранного языка, является компетенция в области использования информационно-коммуникационных технологий
ИКТ компетентность учителя иностранного языка – это способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие информационно-коммуникационные технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.
При рассмотрении структуры ИКТ компетентности учителя иностранного языка выделяют следующие взаимосвязанные пять компонентов:
1. Когнитивный – овладение знаниями и умениями использовать ИКТ технологии в обучении иностранному языку, а также понимание целей и задач и видение способов и результатов интеграции ИКТ в обучении иностранному языку. Например: умение осуществлять поиск и отбор информации на изучаемом языке включает в себя теоретические основы работы с поисковыми системами сети Интернет, общие правила поиска информации на изучаемом языке, знание критериев оценки и отбора наиболее качественных источников информации и т.д.
2. Операционный – развитие умений практического использования ИКТ технологий в обучении иностранному языку. Например: умение использовать технологии Веб 2.0 (социальные сервисы блогов, вики, подкастов, закладок) в обучении иностранному языку заключается в свободном использовании оболочек, предлагаемых технологиями Веб 2.0, и
применении теоретических знаний на практике, а именно использование блогов в индивидуальной или групповой работе в классе, создание авторских блогов и подкастов, редактирование чужих вики-станиц и т.д.
3. Аксиологический – проявление интереса к овладению ИКТ технологиями, мотивация использования новых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя иностранного языка для решения учебных целей и задач. Например: умение производить оценку получаемой информации представляет собой осознание сущности использования критериев оценки Интернет-ресурсов в обу-
чающих целях с дальнейшим применением их в своей профессиональной деятельности и т.д.
4. Коммуникативный – формирование навыков общения на изучаемом языке при помощи ИКТ технологий и использование языка как средства работы с информацией на иностранном языке. Например: умение использовать лингвистический корпус и другие справочные материалы в формировании грамматических и лексических навыков включает в себя использование языка как средства поиска, понимания и употребления основных правил грамматики и лексики в разных ситуациях общения и т.д.
5. Рефлексивный – развитие самооценки личности и проведениеНапример: умение использовать онлайн-тесты для контроля и самоконтроля успеваемости заключается в проверке усвоенных знаний, исправлении ошибок, выведении определенных выводов и т.д.
|