Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект урока и презентация к уроку по теме " Основные сведения о ткани"

Submitted by Елена Александровна Шилина on пн, 15/12/2014 - 15:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шилина Елена Александровна
Место работы, должность: 

город Челябинск, МАОУ СОШ № 118, учитель технологии

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Производственные этапы изготовления ткани. Процессы прядения, ткачества и отделки. Признаки определения долевой нити и лицевой стороны ткани. Полотняное ткацкое переплетение.</p>

Тема урока: «Основные сведения о ткани».

Цели:

образовательная - ознакомить учащихся с профессиями прядильщика и ткача;  дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей;

развивающая - развивать логическое мышление, пространственное воображение и внимательность;

воспитательная -  воспитывать эстетический вкус,   аккуратность.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: лекция, лабораторно - практическая работа

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Оборудование: наглядные пособия коллекции «Текстильные волокна», учебник, рабочая тетрадь,  линейка, карандаш, образцы хлопчатобумажной ткани.

                                                 ХОД УРОКА ПО ЭТАПАМ

№ п/п

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

3 мин

Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

 

Приветствуют учителя,

сообщают фамилии  

отсутствующих.

2

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

10 мин

Задает вопросы.

отвечают на вопросы

3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

60 мин

 

 

 

Новый материал

40 мин

Объясняет новый материал с применением презентации

 

Слушают учителя, смотрят презентацию,  делают записи в тетради.

 

Лабораторная работа

20мин

Помогает учащимся разобрать последовательность выполнения работы «Определение лицевой стороны ткани и нити основы».

Выполняют лабораторно - практическую работу № 3 на 12-13 страницах учебника.

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7 мин

Проверяет выполнение лабораторно - практической работы.

Выставляет оценки.

Дает задание на дом.

Записывают домашнее задание

 

 

Элементы материаловедения

Тема урока: Основные сведения о ткани.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка присутствия учащихся на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

  1. Что изучает материаловедение?
  2. Что называют волокном?
  3. На какие два класса делятся текстильные волокна?
  4. Какие волокна растительного происхождения вы знаете?
  5. Какие из этих волокон лубяные?
  6. Что вы знаете о хлопке?
  7. Что вы знаете о льне?
  8. Назовите хлопчатобумажные ткани и их свойства.
  9. Назовите свойства льняных тканей.
  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим процессы получения из волокон пряжи, а затем из пряжи ткани.

Пряжей называется тонкая нить, полученная при скручивании отдельных волокон и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.

Совокупность операций, в результате которых изплотноспрессованных коротких и тонких волокон получается непрерывная нить или пряжа, называется прядением.

Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал сначала разрыхляют, затем очищают от примесей (треплют), прочесывают волокна, формируют из них ленту, производят предпрядение (образование ровницы) и, наконец, скручивают ровницу, получая пряжу. Процесс прядения происходит на прядильных машинах. Видеофильм (ЦОР: Технология: Библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2004)  А раньше, в старину, ваши бабушки пряли пряжу на прялках. Слайды 2,3,4,5,6

Пряжа бывает однониточная, крученая (скрученная из двух, трех и более одиночных нитей) и фасонная (скрученная из трех и более нитей с образованием петель, узелков или спиралей). Далее из пряжи на ткацкой фабрике получают ткань.

  • – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения пряжи или нитей.    Слайды 7,8,9,10

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Еще их называют долевыми. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором, при растяжении они не меняют своей длины.

Поперечные нити в ткани называют уточными, или утком. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Неосыпающиеся края с двух сторон ткани называются кромкой.

Долевую нитьв ткани можно определить по следующим признакам:

  1. По кромке - нити основы идут вдоль кромки.
  2. По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
  3. По звуку – нить основы звучит звонче, чем нить утка.
  4. Если посмотреть через лупу, то основная нить прямая, а уточная извитая.

Существует шесть производственных этапов изготовления ткани.

Производственные этапы изготовления ткани

 

Нити

(пряжа)

Ткачествоо

Волокно

Готовая ткань

Отделка

Суровая ткань

     

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, ее структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества.

Отделка тканей производится на красильно-отделочной фабрике.

Основные процессы отделки ткани

  1. Предварительная отделка (опаливание, расшлихтовка, отваривание, отбеливание);
  2. Крашение;
  3. Печатание;
  4. Заключительная отделка (аппретирование, ширение, каландрование).

Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.    Видеофильм (ЦОР: Технология: Библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2004.)

После отделки ткани могут быть:

  1. Отбеленная – ткань, полученная после отбеливания;
  2. Гладкокрашенная – ткань, окрашенная в один цвет;
  3. Набивная – ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;
  4. Пестротканая – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей;
  5. Меланжевая – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон.

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  1. На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
  2. На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
  3. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

Ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространенный вид переплетения – полотняное (рис. 8 на 11 стр. учебника).  Слайд 11. В полотняном переплетении нити основы и утка чередуются через одну. По внешнему виду оно напоминает шахматную доску. Полотняное переплетение имеют х/б ткани – ситец, бязь, батист, некоторые льняные и шелковые ткани.

Выполнение лабораторной работы: «Определение лицевой стороны ткани, нити основы».

Каждая ученица на принесенном образце х/б ткани определяет лицевую сторону и долевую нить.

  1. Заключительная часть.

Проверка выполненной лабораторно - практической работы, выставление оценок, анализ выполнения практической работы.

Прикрепленный файл Size
Основные сведения о ткани.ppt 3.64 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн