1. Учитель: Отрывок из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни»
2. Анализ учащимися отрывка из книги Тимирязева.
3. Проблемная задача:
Описание Тимирязевым лишайников свидетельствует о правильности высказывания, что лишайники-пионеры растительности, то есть первые. Во-первых, чтобы доказать правильность первого утверждения (лишайники-пионеры растительности). Нам необходимо рассмотреть внешнее и внутренне строение лишайников, их питание и размножение. Во-вторых, выяснить, почему же большинство ученых склоняется к тому, что лишайники - это отдельное царство, отделив их от царства растений.
4. Внешее строение лишайников и среда обитания.
- беседа по вопросам:
Где чаще встречаются лишайники?
Опишите, какие вы видели лишайники, растущие на деревьях.
- самостоятельная работа учащихся с учебником стр.208,п.92.
Учитель: Рассмотрите таблицу «Строение лишайников». Найдите 2 составляющих компонента (гриб и водоросли). Какой тип взаимодействия между этими ними?
Проблемная беседа: докажите, что для лишайников характерно взаимовыгодное сожительство водорослевого и грибного компонентов, для этого вспомните питание питание водорослей и гриба.
- как питается водорослевый компонент?
- как питается грибной компонент?
- в чем их связь?
Демонстрация опыта, доказывающего строение лишайника (опыт заложен учащимися за 2 недели до урока). Учащиеся ведут наблюдения.
Опыт №1. Увлажненные кусочки лишайника выдерживают в банке при температуре 20 градусов. Для опыта лучше брать разные лишайники.
Опыт №2. Истолченные в ступке кусочки лишайника выдерживают в банке при той же температуре. Через 10-12 суток грибница сгнивает (темнеет). Одноклеточные водоросли во влажной среде размножаются и в виде зеленого налета находятся на дне и стенке банки. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что лишайники состоят из водорослей и гриба – симбиотический организм. Гриб не может отдельно существовать без водоросли. А водоросли могут жить и размножаться без грибного компонента.
Вывод учащихся об эволюционном процессе развития симбиоза у лишайников.
6. Размножение лишайников.
Рассказ учителя с элементами беседы.
7. Значение лишайников в природе и жизни человека.
- выступление ученика с докладом «Легенда о манне небесной»;
- беседа по вопросам:
какие животные питаются лишайниками?
почему лишайников мало в промышленных центах?
- выступление учащегося с докладом «Лишайник – индикаторы чистоты воздуха».
IV. Обобщение изученного.
V. Закрепление знаний по вопросам:
Какие вы знаете типы лишайников по внешнему строению слоевищ?
Приведите примеры накипных, листоватых, кустистых лишайников. Какие из них наиболее примитивны?
Как размножаются лишайники?
Почему лишайники считаются биоиндикаторами чистоты воздуха?