Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование коммуникативных умений на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

Фото пользователя Елена Владимировна Озёрина
Submitted by Елена Владимировна Озёрина on Fri, 12/12/2014 - 15:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мазуревская Марина Леонидовна
Место работы, должность: 

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 Советского района г. Волгограда, учитель математики
 

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Геометрия
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p>Содержание:</p> <p>&nbsp;</p> <p>Глава 1. Вступление&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; с. 3 &ndash; с. 5</p> <p>&nbsp;</p> <p>Глава 2. Основная часть&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; с. 6 - с. 7</p> <p>&nbsp;</p> <p>Глава 3. Технология&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; с. 8 &ndash; с. 9</p> <p>&nbsp;</p> <p>Глава 4. Заключение&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; с. 10&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Глава 5. Приложения&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;с. 11- с. 13</p>
Формирование коммуникативных умений на уроках математики при подготовке к ЕГЭ Автор работы: Мазуревская Марина Леонидовна, учитель математики МОУ СОШ № 15 Советского района г. Волгограда Волгоград, 2014 Содержание: Глава 1. Вступление с. 3 – с. 5 Глава 2. Основная часть с. 6 - с. 7 Глава 3. Технология с. 8 – с. 9 Глава 4. Заключение с. 10 Глава 5. Приложения с. 11- с. 13 Глава 1. Вступление. ЕГЭ – важный и ответственный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося к успешности, готового продолжить образование и овладеть профессиональными навыками. К любому экзамену для его успешной сдачи необходимо подготовиться. Практика показывает, что не всегда результат ЕГЭ совпадает с отметками ученика в течении учебного года. На мой взгляд, существует несколько причин данного явления. А именно: 1) психологическая неготовность; 2) недостаточная информационная работа при подготовке к ЕГЭ; 3) отсутствие системности. Каждый учитель, работающий в выпускном классе, изучая и применяя опыт коллег, непременно ищет и свой – особенный, эффективный для своего, конкретного класса. А если некоторые моменты характерны для всех, или многих? Тогда речь уже идет о закономерности и ее следует изучить и проанализировать. Бытует мнение, что вопросами психологии должен заниматься именно психолог. Значит, за психологическую подготовку выпускника отвечает именно он. Не согласна. К стрессовым моментам ЕГЭ выпускники чаще всего относят: сдачу экзамена в другой школе (дома, дескать, и стены помогают), незнакомую аудиторию (при том, что в аудитории такие же выпускники), страх показаться несведущим (стесняются задать вопрос организаторам, если не поняли их рекомендаций по оформлению бланков; не могут обратить внимание организатора на мешающего соседа ). Современное общество предъявляет образованию четкий, однозначный заказ – выпускник средней школы должен быть социализирован, адаптирован к жизни, что предполагает высокий уровень коммуникативности. В этой связи уроки математики в выпускных классах могут и должны использоваться учителем для развития данной компетенции обучающихся. Например, на уроках – конференциях, где обобщается материал и предполагается серьезная предварительная подготовка по отдельным вопросам, полезно разделить класс на группы (приложение 1), работая в которых, ребятам придется решать множество вопросов (отбор материала, его систематизация, выбор наилучшего, или различных, иных, может быть «авторских», способов решения, оформление результатов, презентация своей работы). Возможно, по некоторым вопросам им придется обратиться за консультацией к участникам других групп или педагогам – предметникам… Без умения слушать, слышать, договариваться здесь не обойтись. Кроме того, на уроках – конференциях каждый сам обеспечивает себе ситуацию успеха: информационное поле - огромно, возможности Интернета – безграничны, высока вероятность заинтересовать товарищей, повысив самооценку, поверить в собственные силы (с этим вопросом разобрался, значит и с другим смогу). В обосновании актуальности выбранной темы, хочу отметить также необходимость совершенствование форм и методов работы в старшей школе. Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда после окончания школы, бывшие выпускники буквально с каждым, возникающим вопросом бегут к школьному учителю. Лестно? Грустно. Не научили работать самостоятельно, не привили навыка самообразования, боятся ошибиться, стесняются спросить, показать некомпетентность. Низкий уровень коммуникативных умений. Можно говорить об объективных факторах, как то: различие в формах обучения старшей и общеобразовательной школ, различие в мотивации, психологические моменты… Однако, следует говорить и о необходимости подготовки выпусников к дальнейшей ступени обучения в высшей школе (ведь говорим же мы о подготовке дошкольников), тем более в выпускных классах есть такой ресурс, как сдвоенные уроки, дополнительные часы (школьный компонент), выделенные на подготовку к ЕГЭ. Глава 2. Основная. ЕГЭ – это не только инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности, но и механизм управления качеством становления и развития личности. Важное значение в этой связи имеет процесс приобретения ключевых компетенций. Изучая спецификации по предметам, я выделила те из них, которые проверяются по всем учебным предметам. К ним относятся: 1) информационная 2) учебно-познавательная 3) коммуникативная Коммуникативная компетенция включает в себя умения: 1) создавать связное высказывание; 2) последовательно излагать собственные мысли; 3) высказывать и аргументировать собственное мнение. Подготовка к ЕГЭ по математике строится , как система занятий, направленных на приобретение конкретных математических знаний. Именно системность в подготовке обеспечивает выпускнику удачную сдачу экзамена. В процессе подготовки целесообразно придерживаться следующих принципов: 1) тематический – от простых заданий к сложным 2) логический – на этапе усвоения знаний учебный материал подбирается в виде логической системы ( из одного следует другое ) 3) практический, тренировочный – наличие достаточного количества тренировочных тестов, решение которых позволяет определить степень подготовленности 4) индивидуальный – при выполнении теста ученик получает консультативную помощь по вопросам , вызвавшим у него затруднения 5) временной – все тестовые задания проводятся с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать время за которое они выполняют определенное количество заданий 6) контролирующий – нагрузка по содержанию и по времени для всех одинакова Эти принципы позволяют формировать у выпускника навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы и самоконтроля. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ученику научиться быстро и качественно решать задачи, оформлять их четко, компактно. Все выше перечисленное эффективно преломляется при использовании семинарской формы занятия. В своей практике применяю семинары на протяжении нескольких лет. Как результат могу отметить положительную динамику роста среднего балла при сдаче ЕГЭ. При этом осуществляется подготовка обучающихся к следующей ступени получения образования, происходит знакомство с новыми, применяемыми в высшей школе, формами занятий. Создание единой, целостной системы, обобщение и выделение основных моментов каждой изученной темы – один из основных аспектов при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Специфика школьного урока в том, что новый материал сильно дробится при изучении, что не способствует созданию подобной системности. Ученикам старшей школы в одинаковой степени необходимы , как синтез , так и анализ. Форма занятий – семинар безусловно способствует достижению этой цели. Глава 3. Технология При подготовке к семинару класс делится на группы. При формировании групп возможны различные подходы: по силам, по принципу консультативной помощи со стороны наиболее подготовленных учеников и т. д. Затем, распределяются вопросы семинара. На одном занятии ( как правило это сдвоенные уроки ) целесообразно рассматривать три – четыре вопроса из варианта ЕГЭ. При таком распределении учебной нагрузки есть возможность не только рассмотреть различные типы заданий в рамках заявленных тем, но и закрепить, проверить качество усвоенного материала. Каждая группа при подготовке к семинару осуществляет заранее установленные действия, а именно: 1) отбирает материал 2) систематизирует его 3) конструирует различные возможные вариации ( это обязательное условие ) 4) консультируется с учителем 5) выбирает форму защиты 6) оформляет результаты своей работы На семинаре каждой группе для выступления отводится 10 минут, далее идет обсуждение, группе задаются вопросы, выполняется контрольный тест с обязательной взаимопроверкой. На таком занятии у каждого ученика есть возможность получить сразу несколько оценок, кроме того участники обмениваются материалами для дальнейшей самоподготовки. Школа, в которой я работаю - МОУ СОШ № 15 , является Федеральной стажировочной площадкой. При обучении слушателей в своей практике мы используем помимо прочих тьютерские технологии. Эти же технологии можно использовать и при проведении семинарских занятий. Например, технологию « Зигзаг», технологию « Постер», или технологию « Обратный отсчет » . Следует сказать о применении компьютера и использовании ИКТ при подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации. Применение информационных технологий позволяет создать положительную мотивацию, развивать навыки совместной работы и коллективного познания. Закладываются основы рационального и эффективного использования компьютера, как главного инструмента нового информационного общества, значительно экономится учебное время, совершенствуются коммуникативные умения. При применении компьютера и ИКТ учитываются не только возрастные возможности обучающихся, но и их индивидуальные образовательные потребности, учитывается специфика развития мышления и других психических процессов каждого ученика, создаются условия высокой степени дифференциации обучения. Не всегда человек имеет возможность ( или желание ) создавать свой собственный продукт ( например, призентацию по теме ), однако умение найти нужную информацию, выбрать лучшее – это тоже умение. 4. Глава. Заключение Новые требования к результатам обучения, установленные ФГОС, вызывают необходимость изменения содержания обучения на основе принципа метапредметнотсти как необходимого условия достижения высокого качества образования. Современный учитель сам конструирует необходимые педагогические ситуации, создает задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности, побуждает ученика к созданию собственного продукта в процессе освоения знаний. Адаптация в современном обществе, активное участие в его жизни требует от выпускника школы высокий уровень математической грамотности. Он должен уметь распознавать проблемы современного общества , которые можно решить средствами математики, формулировать их на языке математики, решать используя математические методы и модели. При этом необходимо уметь анализировать полученные решения и интерпретировать результаты с учетом специфики той или иной проблемы, уметь грамотно записать и представить полученный продукт. За годы работы в школе мне пришлось 10 раз «сдавать» ЕГЭ. Каждый экзамен был особенным, имел свои сложности, добавлял опыта и вносил поправки в систему подготовки. Лишь один мой ученик (2009-2010 учебный год ) не сдал ЕГЭ в день экзамена (пересдал в резервный ). Многие поступили в высшие учебные заведения , в том числе технические. Я уже упоминала о положительной динамике среднего балла по ЕГЭ своих учеников, приведу цифры прошлого 2012-2013 учебного года: количество сдававших количество сдавших средний балл самый низкий результат лучший результат медалисты 26 26 49 28 79 3 Глава 5. Приложения Приложение 1. Этапы деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников в ЕГЭ Этап Содержание Диагностико- прогностический Анализ реальных образовательных возможностей обучающихся. Прогнозирование возможных затруднений. Планирование ожидаемых результатов ЕГЭ Целепологание Определение целей и задач подготовки к ЕГЭ-предметная и психологическая готовность к ЕГЭ Планирование Включение вопросов подготовки к ЕГЭ в календарно-тематическое и поурочное планирование. Планирование индивидуальной траектории обучающегося. Конструирование и реализация учебных занятий Осуществление образовательногопроцесса как целостной системы учебных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ. Использование современных технологий обучения. Контрольно-регулирующий и рефлексия Мониторинговые срезы по спецификации ЕГЭ. Анализ образовательного потенциала обучающегося. Самоанализ педагогической деятельности Приложение 2. Мониторинговый инструментарий для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции: 1) анкетирование; 2) педагогическое наблюдении на занятиях; 3) творческие работы; 4) мониторинговый срез в форме ЕГЭ; 5) тестирование Приложение 3. Критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции Коммуникативная компетенция 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Устная не понимает цели не способен логично и связно вести беседу цель достигнута не полностью цель общения достигнута успешно творчески развивает тему Письменная не умеет раскрыть тему высказывает отдельные фразы по теме раскрывает тему в ограниченном объеме тема раскрыта с различных позиций способен творчески развить тему
Прикрепленный файл Size
статья.doc 98.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Лидия Ивановна Пшонко

На: Формирование коммуникативных умений на уроках математики при


Профессионально,актуально,доступно.С ув.Л.И.Пшонко

Лидия Ивановна



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн