Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью свойственны некоторые особенности, приводящие к различным проблемам в общении с окружающими и в обучении. Попробуем с ними справиться.
1. Трудности в общении
Нужно заложить солидный языковой фундамент – в этом вам помогут книги, видеофильмы, компьютерные программы – а также семья и друзья, которые разговаривают с ребенком и помогают ему усовершенствовать навыки общения.
Можно предложить детям обсуждать их впечатления от прошедшего дня за ужином. Пусть ребенок чувствует себя комфортно, когда что-то рассказывает – никогда не критикуйте его за его старания и медлительность.
2. Если ребенок слишком много говорит
Дайте ему ясно понять, когда говорить можно, а когда нельзя. Дети с СДВГ часто забывают эти наставления, но их можно натренировать останавливаться и обращать внимание на то, что происходит вокруг них.
Учите ребенка следить за социальными подсказками: слушают ли его другие дети? Не смеются ли там, где не должны? Не кажется ли, что им некомфортно? Замечая реакцию других, дети могут сами контролировать свою речь.
Дети с СДВГ часто перебивают, потому что боятся, что “потеряют мысль”. Научите их записывать свои мысли, чтобы они помнили их, когда придет пора говорить.
3.Если ребенок легко отвлекается
Установите ежедневный распорядок. Между школьными уроками и выполнением домашнего задания ребенку может быть нужен отдых.
Поэкспериментируйте – попробуйте несколько способов организации рабочего места. Некоторым детям нужно полностью исключить все отвлекающие факторы, другие лучше работают под музыку.
Садитесь рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он понимает все, что от него требуется.
4.Трудности при выполнении домашних заданий.
Чтение, письмо, счет - это ядро учебного плана начальной школы, но зачастую проклятие для ребенка с СДВГ. Помоги своему ребенку, подскажите ему творческие учебные приемы, и вы увидите взлет трех базовых умений: чтения, письма и счета.
Чтение
·Следить пальцем. Предложите ребенку читать, ведя указкой или пальцем. Это может помочь избежать потери места, пропуска и повторения строк и слов.
·Делать пометки. Пускай ваш ребенок помечает значками важные абзацы, таким образом, потом он сможет найти их. Обозначайте каждую тему особым значком: например, "рожицей" -- информацию о персонаже, домиком -- описание обстановки, звездочкой -- важные идеи.
·Задать темп чтения вслух. Предложите вашему ребенку делать короткий вдох на каждой запятой и обычный вдох в конце каждого предложения. Это улучшит темп его чтения и понимание прочитанного.
·Найти ответы на шесть вопросов. Во время чтения сосредоточьтесь на вопросах "кто", "что", "когда", "где", "почему" и "как". Помогите ребенку отслеживать их по схеме.
Письмо
·Составить схему. Пускай ребенок расскажет, что он собирается написать, затем постройте карту или схему. Пусть он напишет главную тему в кружке в центре листа, затем напишет подтемы в других кружках и соединит их ступеньками с главным кружком. Это позволит ему ясно сформулировать мысли и соответственно связать их, независимо от порядка, в котором они появились.
·Использовать организатор рассказа. Это годится и для чтения, и для письма. Ваш ребенок должен составить список, который включает образы, обстановку (время и место), проблему, цель, действие и решение. Под каждым заголовком вписать подробности.
·Нарисовать это. Пользуйтесь схемами или рисунками, чтобы составить план и рассказать историю.
Математика
·Использовать подручные средства. Делайте вычисления на практике – с помощью кубиков, костяшек домино, даже игральных карт.
·Нарисовать рисунок. Например, если задача состоит в том, чтобы разделить 48 яблок среди 12 учеников, нарисуйте для каждого ученика тарелку и разделите яблоки по тарелкам. Видение задачи помогает детям, которые изо всех сил пытаются учить математику традиционными способами.
·Видеть знак. Пускай ваш ребенок выделит в каждой задаче знак действия (+, -, x , :) перед тем, как приступит к вычислениям. Это закрепляет модель требуемого вычисления.
Несколько общих рекомендаций
по выполнению домашних уроков.
·Во время приготовления уроков уберите все, что может отвлекать внимание.
·Ребенок должен сидеть рядом с вами. Замечено, что при близком присутствии взрослого гиперактивность снижается. Готовить ребенка к самостоятельному выполнению заданий нужно постепенно: сначала вы сидите рядом, затем просто находитесь в одной комнате, потом удаляетесь.
·Каждый раз дома повторяйте то, что ребенок изучил в течение дня.
·Избавьте своего ученика хотя бы на первых порах от несущественной, оформительской работы. Сами проведите поля в тетради, отметьте точкой нужное место в тетради. Так вы сохраните силы ребенка для главной работы.
· Используйте таймер или обычные часы. Ставьте цель перед ребенком и добивайтесь ее, укладываясь в установленное время.
·Помогите ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
·Любые слишком длинные задания разбейте на несколько коротких.
·Хвалите за успехи, за то, что закончил задание вовремя, за внимательность.
·Сначала можно не обращать внимания, что ребенок все время двигается. Главное, чтобы задание было выполнено.
·Помните, про такую особенность умственной деятельности детей с СДВГ как цикличность. Они работают 5-15 минут, потом 5-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этот момент бесполезно чем-то заниматься с ребенком. Лучше предложите ему полить цветы, сходить на кухню, убрать игрушки, подточить карандаши или просто отдохнуть. Потом снова приступайте к занятиям.
·Вечером можете сами прочитать ребенку то, что ему нужно запомнить. Не обязательно требовать, чтобы он все повторил.
Растить и воспитывать гиперактивных детей очень сложно. Поэтому так легко не заметить их хорошие качества и сильные стороны. Присмотритесь, что особенного есть в вашем ребенке? Приложите все усилия, чтобы оценить и поддержать его уникальные способности. Не менее важно научиться следовать за интересами ребенка, то есть стараться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Как писал В. Оклендер: "Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности".
Размещено ср, 07/10/2009 - 20:57 пользователем Ирина Фёдоровна Ведерникова.
Спасибо за материал, Оксана Сергеевна! Данная тема заинтересовала меня как родителя, но , на мой взгляд, интересна разным категориям пользователей. Психологический аспект воспитания важен и актуален во все времена. Теги очень точные. Спасибо.
Комментарий был изменен с момента создания (Vedernikova, ср, 07/10/2009 - 20:57).
Размещено сб, 03/10/2009 - 13:54 пользователем Ольга Владимировна Низамутдинова.
Уважаемая Оксана Сергеевна! Мне , как родителю гиперактивного ребёнка, Ваш материал показался весьма интересным и актуальным. Сегодня увеличивается количество детей с таким диагнозом и данные рекомендации должны быть востребованы не только родителями, но и учителями, и классными руководителями. Теги очень точно отражают тематику предложенных материалов.
Размещено пн, 28/09/2009 - 00:56 пользователем Ирина Владимировна Трошенкова.
Уважаемая Оксана Сергеевна! Вы - снова на высоте: материал ресурса актуальный, и вы дали самые точные и действенные рекомендации для родителей. Исходя из своего опыта работы, я включила бы в целевую аудиторию и учителей., потому что в одном классе гиперактивных детей может быть не один-два, а значительно больше, и, осуществляя дифференцированный подход (или пытаясь организовать таковой), педагог должен тоже знать все указанные Вами секреты и тонкости. Если же этим рекомендациям будут следоватьвзрослые и дома, и в школе, положительный результат обязательно будет. Вы очень точно и в достаточном обЪёме отразили все ключевые слова к своему ресурсу.
Спасибо. С уважением, Трошенкова И.В.
—
Ирина Трошенкова ,МОУ Новосемейкинская СОШ им. Зеленова Е.М.Красноярского района, Самарской обл.
Здравствуте, Оксана Сергеевна! Данный материал представляет интерес не только для учителей, но и для родителей. Не случайно гиперактивные дети входят в "группу риска". Помочь таким детям адаптировать в школе - задача и учителя, и родителей. Ваш материал - хорошая подсказка всем взрослым, находящимся рядом с таким ребёнком и по-настоящему заботящимся о его будущем.
Спасибо.
На мой взгляд, аннотация к данному ресурсу достаточно полная, и тэги отражают суть представленной информации.
Чугунова Н.П.
Комментарий был изменен с момента создания (kurs727727, пн, 21/09/2009 - 18:22).
—
С уважением, Чугунова Н.П., учитель русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ
На: Помощь гиперактивному ребенку
Доходчивый и грамотный материал.
Вот пример действительно собственного, идеального ЦОРа!!!
На: Помощь гиперактивному ребенку
Спасибо за материал, Оксана Сергеевна! Данная тема заинтересовала меня как родителя, но , на мой взгляд, интересна разным категориям пользователей. Психологический аспект воспитания важен и актуален во все времена. Теги очень точные. Спасибо.
На: Помощь гиперактивному ребенку
Уважаемая Оксана Сергеевна! Мне , как родителю гиперактивного ребёнка, Ваш материал показался весьма интересным и актуальным. Сегодня увеличивается количество детей с таким диагнозом и данные рекомендации должны быть востребованы не только родителями, но и учителями, и классными руководителями. Теги очень точно отражают тематику предложенных материалов.
На: Помощь гиперактивному ребенку
Уважаемая Оксана Сергеевна! Вы - снова на высоте: материал ресурса актуальный, и вы дали самые точные и действенные рекомендации для родителей. Исходя из своего опыта работы, я включила бы в целевую аудиторию и учителей., потому что в одном классе гиперактивных детей может быть не один-два, а значительно больше, и, осуществляя дифференцированный подход (или пытаясь организовать таковой), педагог должен тоже знать все указанные Вами секреты и тонкости. Если же этим рекомендациям будут следоватьвзрослые и дома, и в школе, положительный результат обязательно будет. Вы очень точно и в достаточном обЪёме отразили все ключевые слова к своему ресурсу.
Спасибо. С уважением, Трошенкова И.В.
Ирина Трошенкова ,МОУ Новосемейкинская СОШ им. Зеленова Е.М.Красноярского района, Самарской обл.
На: Помощь гиперактивному ребенку
Здравствуте, Оксана Сергеевна! Данный материал представляет интерес не только для учителей, но и для родителей. Не случайно гиперактивные дети входят в "группу риска". Помочь таким детям адаптировать в школе - задача и учителя, и родителей. Ваш материал - хорошая подсказка всем взрослым, находящимся рядом с таким ребёнком и по-настоящему заботящимся о его будущем.
Спасибо.
На мой взгляд, аннотация к данному ресурсу достаточно полная, и тэги отражают суть представленной информации.
Чугунова Н.П.