Submitted by Елена Николаевна Иващенко on чт, 11/12/2014 - 12:44
«Психолого-педагогическая диагностика
детей «группы риска».
Выступление на Районном методическом объединении – 01.12.14г., МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»
«Дети группы риска»
Легче найти ученика, который совсем не совершил безнравственного поступка, чем найти такого, который совершил бы его только один раз. Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки.
Перефразируя классика, можно сказать:
«Все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему»
В психиатрии есть термин «саморазрушающее поведение» - т.е. не что иное, как отказ от образования, наркомания, алкоголизм, бродяжничество.
Сюда же можно отнести и «обеднение» родного языка – набор слов в бытовой и профессиональной речи год от года сокращается.
Есть ли выход из создавшейся ситуации? Возможна ли вообще профилактика аномального поведения подростков?
Думается, что в этой связи возможны два подхода:
ПЕРВЫЙ: - возрождение и активизация различных молодежных клубов, студий, секций по интересам
(т. е занятость детей в общешкольной, внеурочной и кружковой деятельности)
Интерес вызовет тягу, желание, потребность заниматься тем или иным видом общественно – полезной, творческой деятельностью – можно с пользой приложить свой ум, знания, руки;
ВТОРОЙ: – объединить усилия учителей, медиков, социальных педагогов, педагогов-психологов, работников культуры и родителей в едином воспитательном процессе, когда знания, опыт, мастерство каждого будут дополнять друг друга и способствовать более успешному осуществлению воспитательного процесса подрастающего поколения.
Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.
Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.
Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу.
Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях:
• наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
• появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
• употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; кризисной ситуации в семье.
Основными направлениями деятельности психолога - являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения и другие). Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить, прежде всего, возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
В работе с учащимися психолог применяет:
1.Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант).
3. Интегральная самооценка личности "Кто я есть в этом мире" (автор: В.В. Новикова).
4. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения "ДАП - П." для учащихся общеобразовательных учреждений.
5. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (на основе метода Дж. Морено).
6. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
7. Изучение отношений к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой).
8.Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук). На эту методику хочется обратить внимание и предложить вам в своей работе.
В такой работе важно правильно диагностировать наличие разных форм социально-педагогической запущенности, обнаружить возможные диссоциальные личностные расстройства, выявить особенности отклонений психического развития.
В работе с детьми «группы риска» социальный педагог, также использует диагностику познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков.
1. Измерение познавательной потребности.
2. Выявление мотивов в учебной деятельности.
3. Выявление интереса к профессии с учетом цели труда.
4. Выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время.
5. Методика определения индивидуальной профессиональной перспективы.
Эта методика представляет собой открытую анкету для учащихся, после обработки результатов, которой можно получить обобщенную картину уровня профессионального самоопределения учащихся старших классов. Ребята же в ходе проведения такого анкетирования получают возможность самостоятельно оценить свою профессиональную перспективу и задуматься над тем, каковы должны быть первые шаги для получения выбранной профессии.
Такая работа с детьми помогает им правильно оценить себя и найти свой путь в будущей профессии.
Оказанная вовремя психолого-педагогическая поддержка подростку всеми участниками образовательного процесса поможет ему обрести свою значимую социальную роль в жизнедеятельности в классе, в школе, в социальной среде – это очень важно для подростка.
Социальный педагог МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области - Е.Н. Иващенко
/2014 г./