Исследовательская работа на тему:«Как вырастить кристалл в домашних условиях»
Submitted by Марина Викторовна Ряполова on чт, 11/12/2014 - 01:27
Исследовательская работа на тему:
«Как вырастить кристалл в домашних условиях»
Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман говорил:
«Почти весь мир кристалличен.
В мире царит кристалл и его
твердые, прямолинейные законы».
На основании этого эпиграфа мы и поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования
2. Познакомиться с методикой процесса кристаллизации.
3. Выполнить практическую работу по изученным методикам.
Объектом исследованияявляются кристаллы.
Предметом исследования– процесс кристаллизации.
Работа посвящена исследованию возможности получить кристаллики соли и сахара в домашних условиях.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия кристаллизации и растворять различные вещества, то можно получать кристаллы разной формы и цвета.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с солью, даст советы «Куда деть пуд соли?».
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Неужели из обычной соли может получиться такая красота?
Необычное рядом!
Итак, «Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение – соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь; «идти посолонь» (старинное выражение), которое означает: «идти по Солнцу».
Мы живем в мире кристаллов
В давние времена считалось, что кристаллы представляют собой редкость. Действительно, нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое. Сейчас мы знаем, что даже некоторые части организма кристалличны, например, роговица глаза. В настоящее время изучением многообразия кристаллов занимается наука КРИСТАЛЛОГРАФИЯ. Она исследует свойства и строение, как одиночных кристаллов, так и кристаллических агрегатов.
В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах - везде встречаем мы кристаллы.
Формы кристаллов
Существуют особые формы кристаллов: иглы, перья, ветки, цветы, деревца и т.п.
Формы кристаллов могут быть весьма разнообразными, но симметрия этих форм для каждого вещества одна, ее определяет симметрия и закономерность атомного строения данного вещества.
На слайде мы видим одни из самых известных, используемых в практической жизни кристаллов: гипс, пирит, аметист.
Жидкие кристаллы
Жидкий кристалл – это специфическое агрегатное состояние вещества, в котором оно проявляет одновременно свойства кристалла и жидкости.
Что нужно знать!
При выращивании кристаллов необходимо знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества дают кристаллы различной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов; что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.
Зависимость роста кристаллов от температуры
Практическая работа
Процесс выращивания кристаллов
Опыт № 1 Выращивание кристаллов из морской соли
Берём соль, разводим раствор в ёмкости и ставим её в кастрюлю с тёплой водой, пока не растворится. Добавляем ещё соль и снова перемешиваем. Повторяем этот этап до тех пор, пока соль не будет растворяться, и станет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик морской соли, привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.
Результат: мы получили кристалл морской соли.
Вывод:
1. Морская соль состоит из кристаллов.
2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.
3. Быстрее всего кристаллысоли могут образовываться в насыщенном растворе морской соли.
4. По мере того как вода испаряется, соль сноваобразует кристаллы.
5. В домашних условияхможно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с затравкой.
Опыт № 2 Выращивание кристаллов из сахара.
В воду всыпаем 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешиваем, если сахар полностью растворился, добавляем еще немного. Когда на дне стакана останется нерастворимый осадок, значит раствор готов. Аккуратно наливаем по 2 столовые ложки раствора на каждое блюдце. Чтобы получить цветные кристаллы можно капнуть немного пищевого красителя. Через пару дней начнут расти кристаллы. Ждем еще несколько дней и любуемся получившимися кристаллами.
Результат: мы получили кристаллы сахара.
Вывод:
1. Сахар состоит из кристаллов.
2. При соприкосновении кристаллов сахара с водой, они растворяются.
3. По мере того как вода испаряется, сахар сноваобразует кристаллы.
Опыт № 3 Также мною были выращены кристаллы Пурпурный аметист, Жёлтый топаз; с использованием набора «Всезнайка!»
Таким образом, мы получили следующие кристаллы рельефно-видной формы, представленные на слайде.
Вывод:
В завершении нашей исследовательской работы мы подвели итоги и пришли к следующему:
< >при благоприятных условиях морская соль, сахар, принимают форму кристаллов;<!-- -->кристаллы различных веществ имеют разную форму;<!-- -->на форму кристаллов оказывает влияние температура; <!-- -->кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо).<!-- -->быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл - «затравка».<!-- -->В ходе работы все поставленные задачи были выполнены. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведения опытов и наблюдений. Заключение
Процесс выращивания кристаллов в домашних условиях это очень интересно и увлекательно, позволяет сознательно отнестись к закономерностям природы. Работа по выращиванию кристаллов сделала нас более наблюдательными, расширила наш кругозор, приобщила к науке, позволила удивляться. Переживание “чуда” выращивания принесло нам много положительных эмоций и ярких впечатлений. Исследовательская работа приоткрыла нам дверь в загадочную страну кристаллов и минералов.