Submitted by Лилия Викторовна Витко on Tue, 09/12/2014 - 18:51
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества г.Сочи
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОБУ ДОД ЦДТ г.Сочи
____________А.Ф.Агаджанян
протокол педагогического совета
№ ___ от « » ___________ 20__ г.
Модифицированная образовательная программа
учебной дисциплины
по ИЗО-деятельности
(индивидуальная работа)
художественно -эстетическое объединение
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации : 2 года
Педагог: ВИТКО Л. В.
п. Дагомыс , 2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «ИЗО» разработана на основе авторской программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» кандидата психологических наук Н. Б. Шумаковой применительно к условиям дополнительного образования и рассчитана на детей старшего школьного возраста. Из группы выбираются те дети, которые планируют связать свою будущую профессию с дизайном (ландшафтный, интерьера, промышленная графика и др.) при высокой мотивации занятий у ребенка. При этом рисование превращается не только в занятие, которое дает возможность увидеть мир по-своему, больше узнать о самом себе, но и в будущую профессию. Программа подразумевает индивидуальный подход к ребенку для выявления наклонностей и пристрастий к какому-либо определенному профилю дизайна.
Цель программы: Посредством использования мирового реалистического искусства способствовать развитию молодого художника: развиваться, накопить навыки, вырасти в мастерстве изобразительного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить основным знаниям:
1. Линейной перспективы
2. Воздушной перспективы
3. Формированию навыкам рисования с натуры, по памяти.
4. Цветоведения.
5. Построения пропорций фигуры человека.
6. Построения пропорций головы человека.
Развивающие:
1. Расширять художественное видение.
2. Развивать наблюдательность.
3. Развивать умение видеть формы и образцы.
4. Развивать изобразительные способности.
5. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
6. Развивать творческое воображение, пространственное мышление.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес и любовь к искусству.
2. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность.
Искусство свободно, многомерно, интернационально; сложилось множество тенденций, течений, стилей. По всему миру собраны прекрасные коллекции живописи, скульптуры и т. д., доступные для ознакомления и изучения.
Как не потеряться в мире разных стилей? Как в этой ситуации сберечь реалистические традиции русской школы? Как найти свое место, занять свою нишу, найти свой путь к самовыражению?
Изучая опыт различных мастеров, пробуя себя, экспериментируя над собой в плане художественной самореализации можно найти свою индивидуальную линию и выбрать профессию по душе. Эта программа выявляет наклонности, степень заинтересованности в какой-либо специализации дизайна.
Принципы:
1. Научности (изучение только достоверных, проверенных практикой сведений).
2. Сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
3. Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства.
4. Систематичность и последовательность (изучение материала с учетом уже изученного и опорой на него, чередование теории и практики, постепенное усложнение материала).
Формы и методы работы,
наиболее эффективные при реализации программы.
Принцип «Делай, как я», отдельно существующий – очень слабая позиция в педагогике. Молодой художник должен выбирать, изучать, анализировать разнообразные выразительные способы и средства изображения. Еще один очень важный момент – не перегрузить своего воспитанника своим личным пониманием и видением мира, не подменять его еще не совершенное мышление своим опытом и мастерством. Главное – это внутренний рост, развитие, накопление навыков, творческое «созревание». Поэтому, необходимо дать учащемуся возможность:
1. Проявления индивидуальности.
2. После объяснения темы задания поработать самостоятельно.
3. При просмотре давать время для выявления и озвучивания собственных ошибок, которые он заметит со стороны.
4. Выявить сильные стороны своей работы, удачи, находки.
Особенности методики учебной работы
Содержание учебного процесса заключается:
1. В получении базовых умений и знаний (умение пользоваться различными техниками живописи и графики).
2. В знакомстве с видами и жанрами изобразительного искусства.
3. В процессе обучения воспитанник получает теоретические знания и овладевает умениями и навыками в рисовании с натуры, по памяти.
Воспитательный процесс
Процесс воспитания неотрывен от процесса обучения. Воспитывающий характер обучения должен учитывать:
1. Социальные условия жизни общества (материальные, духовные).
2. Потребности личности в зависимости от ее природных способностей и реализации творческих запросов и интересов.
Учебный процесс занятия действует на учащегося воспитательно:
1. Организацией процесса обучения на занятиях.
2. Содержанием учебного материала.
3. Ориентацией на развитие ребенка.
4. Формированием климата отношений преподавателя и воспитанника.
5. Личностью преподавателя.
Возрастные особенности детей 13-17 лет
Осмысление своей роли в обществе особенно остро стоит перед детьми в этом возрасте. Происходит самоутверждение себя, как личности в социуме. Иногда максимализм мешает подростку правильно сориентироваться на пути познания. Выбор профессии практически уже определен. И педагогу необходимо правильно определить действительные наклонности подростка к какой-либо профессии. Тактично, ненавязчиво направить его по дороге жизни, научить творчески подходить к любому делу. Также необходимо, чтобы учащийся осознал место изобразительного искусства в общей мировой культуре для того, чтобы в будущем внести свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
№
Наименование разделов, тем
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Как и чем работает художник? Различные техники и технологии живописи и графики. Необходимые материалы Основы цветоведения.
2
1
1
2
Акварель
20
1
19
3
Законы цвета
8
1
7
4
Гуашь
40
1
39
5
Графика
60
4
56
6
Композиция
14
1
13
ВСЕГО:
144
9
135
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие. (2 часа)
Теоретическое занятие: Введение в изучаемый курс. Как и чем работаем художник? Различные техники и технологии живописи и графики. Необходимые материалы Основы цветоведения.
2. Акварель (20 часов)
Теоретическое занятие. Состав красок. Техника и технологии акварельной живописи.
Практические занятия.
Натюрморт «Осенние листья». Натюрморт в теплой гамме. Натюрморты из предметов быта. Короткие этюды в цвете.
Форма контроля: анализ работ.
3. Законы цвета (8 часа)
Теоретическое занятие. Температурные градации цвета. Контрастность. Интенсивность. Сближенные цветовые отношения.
Практические занятия.
Спектральный круг. Геометрический орнамент с контрастными цветами.
Форма контроля: анализ работ.
4. Гуашь. (40 часов)
Теоретическое занятие. Техника и технология.
Практические занятия. Предметы малых форм (передача объема цветом). Натюрморт в холодной гамме. Натюрморт на светлом фоне с контрастными предметами. Декоративный натюрморт. Короткие этюды в цвете.
Форма контроля: анализ работ.
5. Графика (60 часов)
Теоретическое занятие. Знакомство с техниками графики.
Практические занятия. Построение предметов быта и утвари. Тональный разбор. Постановка с фронтальной перспективой. Постановка с угловой перспективой. Наброски углем, сангиной.
6. Композиция (14 часов)
Теоретическое занятие. Художественный образ в произведении искусства. Книжная графика. Язык плаката. Афиша. Выразительный образ шрифта.
Практические занятия. Иллюстрация к любимому произведению. Афиши к любимому спектаклю.
Форма контроля: анализ работ.
2. Графика (60 часов)
Теоретическое занятие. Линейная перспектива (закрепление). Натюрморт с гипсовой розеткой. Наброски тела человека (рука, кисть, ступня).Изучение пропорций человеческой фигуры. Наброски головы. Изучение пропорций. Гипсовая голова в тоне. Рисунок интерьера (часть мастерской, студии, класса). Наброски фигуры человека.
Форма контроля: анализ работ.
3. Живопись (60 часов)
Теоретическое занятие. Масляные краски. Большая палитра. Подготовка основы под масляную живопись. Грунт. Лаковое покрытие. Акриловая живопись. Грунт под акрил. Темперная живопись.
Практические занятия.
Натюрморт с самоваром темперными красками.
Натюрморт с гипсовой головой в любой выбранной технике.
Эскиз фигуры человека в цвете.
Короткие этюды в цвете.
Форма контроля: анализ работ.
4. Композиция (22 часа)
Теоретическое занятие. Выразительный язык шрифта. Шрифтовая композиция. Рекомендуемые темы: «Русская сказка», «Мое имя» и т.д.
Композиционный центр. Понятия: статика, динамика, симметрия, асимметрия, равновесие, композиционная целостность. Изучение цвета в композиции и его влияния на характер картины.
Практические занятия.
Тематические композиции. Рекомендуемые темы: «Весна», «Праздник».
Условия реализации программы
1. Условия, необходимые для реализации программы:
1. Художественные средства (материалы для живописи: кисти беличьи №2, 5, 7,бумага, краски (гуашь, акварель, темперные);материалы для графики: уголь, карандаши разной твердости, тушь, перья).
2. Хорошо освещаемая аудитория
3. Осветительные приборы (софиты).
4. Стулья, планшеты для бумаги.
2. Методическое обеспечение программы
1. Демонстрационные материалы: репродукции картин.
А. Тимченко (выставка «Черногория с палитры русских художников»)
Ф. Малявин «Вихрь» «Пляшущая баба».
А. Васнецов (пейзажи, театральные декорации)
Врубель «Сирень»
А. Тутунов (пейзажи)
И. Архипов (портреты)
В. Власов («Натюрморт», акварель)
Е. Милорадов (Иллюстрации «Хроники Нарнии»)
А. Сахарова (Иллюстрация к сказке А. Толстого «Приключение Буратино»)
В. Левенталь (Эскизы к декорациям «Мертвые души», «Обручение в монастыре»)
Ожидаемые результаты
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
- Системы теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции);
- Основные этапы развития русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно осуществлять анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка.
- Самостоятельно выбрать тему и методику научно-исследовательской работы;
- Заниматься проектной деятельностью.
Ожидаемые результаты
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
- Содержание теоретических законов изображения, реалистичность и
декоративность образа,
- Способы переосмысления и воплощения образов в практической работе,
- Приемы создания декоративного образа из реальной формы;
- Взаимосвязь изобразительного искусства с другими явлениями культуры.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать комплексы художественных средств и возможности
материалов;
- Применять творческий опыт в художественно-эстетической организации
среды с помощью доступных материалов;
- Рассматривать явления искусств в связи с исторической обстановкой.
Список литературы
1. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. М., 1992
2. Крылов Н. П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. М., 1989
3. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. 3-е издание. М., 1998
4. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М., 1982