Место работы, должность:
Учитель мировой художественной культуры и спецкурса "Традиционная культура народов Прибайкалья" МБОУ Аларская СОШ, Аларского района, Иркутской области
Урок « Традиционной культуры народов Прибайкалья» в 7 классе
«Гимн кузнецам»
Образовательная:
1. Учащиеся должны узнать о большой роли кузнецов в материальной культуре бурятского народа, об особенностях ремесла и о учащиеся должны узнать о большой роли кузнеца в материальной культуре бурятского народа, об особенностях ремесла и о особом отношении кузнецов к своему делу;
Развивающая:
1. Развитие умений и навыков работы с тестом и умение правильного интерпретирования найденной информации;
2. Развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию;
3. Развитие коммуникативных навыков работы в группе;
Воспитательная:
1. Воспитание интереса и уважения к историческому прошлому и традициям бурятского народа.
I. Организационный момент.
а) Приветствие
б) Запись темы урока «Гимн кузнецам».
В) Как вы считаете ребята, почему наш урок носит такое название «Гимн кузнецам»? Что такое гимн? ( 1-2 мин.)
Г) Показ слайда №1
«Мастер подобно белому небу –
Ты велик, как горы, как океан-
Подобно храмам высоким
Горнило с наковальней сделай!
Кузнечным мехом из бычьей шкуры
Сталь и железо дыми!
Белый волосок серебряный
До луны дотяни!
Красный волосок серебряный
До высоких гор дотяни!»
1. С чем сравнивает кузнеца автор этих строк? Почему?
2. «Бог видит всё и отовсюду», - говорили старые мастера. Как вы думаете, ребята, что вкладывали мастера в эти слова?
Старые мастера удовлетворяли запросы близких людей, односельчан, они видели и знали своих заказчиков, они знали, что вещи, сделанные их руками, будут передаваться от поколения к поколению и вместе с ценностями рода перейдет и имя автора-исполнителя. Для мастера не существовали главные и второстепенные детали и украшения. Так, в некоторых женских украшениях даже невидимые зрителю детали покрывались тончайшими узорами. "Бог видит все и отовсюду", - говорили старые мастера. По их убеждению, облегчить себе работу значило погрешить не против заказчика, а против своего мастерства и его святых покровителей. Мастера не заботили затраченное время или расходы материалов, для него важнее всего было его имя, признание его таланта, мастерства, а заказчики, в свою очередь, безмерно почитали его и ничего не жалели.
д) Сообщение Булгатов Баир
Мастера кузнечного и ювелирного дела (дарханы) пользовались огромным уважением сородичей. Кузнецов уважали так же как шаманов. Работа их, сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Кузнечное ремесло считалось почётным занятием, божьим даром. Оно брало свои корни от небесного происхождения, коим обладали юго-западные и северо-восточные тенгрины (небожители). По их указанию, как говорит предание, кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы те обучили людей кузнечному ремеслу. От первых людей , научившихся у детей Божинтоя кузнечному ремеслу, мастерство стало передаваться потомкам по наследству. Профессия кузнеца пользовалась большим почётом. Однако ценили не только кузнечное искусство, но и железо, из которого выковывали оружие и орудия труда, предметы домашнего обихода. Отмечали чудодейственное влияние предметов из железа. Так нож и топор, положенные около больного или спящего, считались лучшим оберегом от злых сил.
Слайд №2 «Дети Божинтоя»
Сообщение Базарова Алина:
Образовавшиеся роды кузнецов у бурят превратились в замкнутую секту. Кузнечным ремеслом занимались только те, у которых предки были кузнецами, а другие не могли заниматься. Кузнецы разделились на две группы: белых или серебряных (мунгэнэй дархан) и чёрных (тумэрэй хара дархан). «Белые» кузнецы были мастерами по обработке цветных металлов, главным образом серебра, с чем связано само название «мунгэнэй дархан». Их можно ещё назвать ювелирами, как так они достигли большого совершенства в чеканке серебра. «Чёрные» кузнецы изготавливали изделия из чёрного металла – железа. Кочевой образ жизни делал невозможным владение большим количеством громоздких предметов, и это оказало большое влияние на материальную культуру бурят, вследствие чего они научились использовать минимальное количество небольших по размерам, многофункциональных, прочных предметов быта.
Работа по группам «Белые кузнецы» и «Чёрные кузнецы»
Задание: Найти в общем списке название инструментов и название технических приёмов в работе с цветными металлами?
Слайд №3 «Технические приёмы»
Слайд №4 «Инструменты»
Задание: Продолжи текст «В древнее время ремесло по металлу удовлетворяло потребности несложного его хозяйства и быта. Бурятским кузнецам приходилось ковать…»
Слайд №5 «Мастера на все руки»
Вопрос: Как называлось то место, где работали «чёрные» кузнецы?
(Кузнеца)
Сообщение Бадаев Олег:
«Работа идёт в кузнице. Сначала металл отсекают от шипового железа шириной немногим более вершка, толщиной 1/8 вершка и длиной 5-6 вершков. Кусок этот накаливается в горне, потом идёт обработка на наковальне в течение 4-5 минут. Затем в обушник вкладывается брусок стали, ударами молотка прижимают его. Затем сталь и железо «свариваются» в горне при очень высокой температуре. Затем идёт окончательная отделка топора по желаемой форме. Топоры делаются разных видов: широкие плотничьи и узкие дроворубные. Один мастер с помощью ученика может в день сковать только два топора. Для столярных дел изготовляли рубанки разного назначения, фуганки, долото, стамески, ножовки и т.д.»
Выступление Шоткинова Миши
Выступление Тумурова Бориса
Выступление Бахановой Саши
Выступление Бадаева Олега
II. Заключение: Слайд №6. Кто знает что такое дамасская сталь и чем она славится? (Прочностью и высоким качеством исполнения. Это очень красивые ножи и клинки).
III. Подготовить материал о традиционной бурятской охоте.