рисование песком в развитии познавательных процессов и мелкой моторики у детей с РАС
Нет ответов
чт, 04/12/2014 - 06:57
Наталья Вениаминовна Савчук
На сайте с: 04/12/2014
Баллы: 3
Актуальность проблемы
Игры с песком считаются одной из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня многие психологи и воспитатели активно используют игры в песочницах не только для развития познавательных процессов, таких как внимание, воображение, память, мышление, но и для коррекции эмоциональных нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Аутизм характеризуется наличием «триады» нарушений: коммуникации, социального взаимодействия и воображения. Для больных аутизмом характерно нарушение всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Наличие данных нарушений мешает ребенку с аутизмом активно включаться в жизнь общества.
Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом затруднено вследствие ряда психологических особенностей: крайне низкая познавательная и социальная активность, малодифференцированное восприятие, нарушения внимания, узость круга представлений, отсутствие средств вербальной и невербальной коммуникации. Поэтому данная методика строится с учётом уровня сформированности интеллекта, зрительного и слухового восприятия, произвольной деятельности и моторики у аутичного ребёнка.
В процессе работы я стараюсь сформировать у детей положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом, побуждаю ребёнка к сотрудничеству
Оптимальный результат социализации аутичных детей предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением и умением устанавливать адекватные связи с окружающими.
Поскольку зачастую аутичные дети обладают целым комплексом поведенческих особенностей, то данная методика особенно актуальна.
Обучающие игры в песочницах стали привычными для детей, посещающих коррекционные группы, а устройство для рисования песком, которое используется в моей программе занятий, вносит новый и необычный для малышей вид деятельности. Методика обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развития положительных эмоций у детей.
Игры с песком, сыпучими материалами имеют положительное значение для развития психики аутичного ребенка, установления его психологического комфорта:
При взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
Развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и по возможности проговаривать их.
Игры с песком, исходя из опыта своей практической работы, я считаю - мощным ресурсом. Аутичные дети, из-за плохо развитой мелкой моторики рук не могут правильно держать карандаш и не хотят рисовать.
Совместное рисование - особый игровой метод, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. Ребенок активно учувствует в создании рисунка, дополняя его разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на светящемся стекле. Используя такой интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования песком. Сделать обучение интересным и увлекательным, а также показать, что каждый даже не умеющий держать карандаш малыш может рисовать, помогает специальное приспособление для рисования песком.
Устройство представляет собой деревянный ящик размером 62х34 см. Верхняя стенка, которого выполнена из матового оргстекла. Внутри ящика установлена люминесцентная лампа и два рассеивателя.
Песок для рисования хранится в отдельной емкости. Перед использованием песок обязательно просеивается, промывается и обеззараживается.
На своих занятиях я использую не только обычный, но и цветной песок. Цветотерапия влияет на настроение и общее состояние ребенка. Так, например, оранжевый цвет восстанавливает и согревает, красный – активизирует и стимулирует, а зеленый – успокаивает и расслабляет.
Цель данных занятий состоит в том, чтобы сформировать познавательные и коммуникативные функции, устранить тревогу и беспокойство, развить мелкую моторику рук через естественную и доступную для каждого ребенка форму деятельности.
При разработке данных занятий мною были поставлены следующие задачи:
Установление контакта с аутичным ребенком.
Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Развивать познавательные функции и речь.
Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Развивать навыки вербального и невербального общения.
При работе с детьми по данной программе занятий необходимо соблюдать два обязательных условия: согласие и желание ребенка заниматься без принуждения со стороны взрослого, у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, а так же кожных заболеваний и порезов на руках.
Актуальность проблемы
Игры с песком считаются одной из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня многие психологи и воспитатели активно используют игры в песочницах не только для развития познавательных процессов, таких как внимание, воображение, память, мышление, но и для коррекции эмоциональных нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Аутизм характеризуется наличием «триады» нарушений: коммуникации, социального взаимодействия и воображения. Для больных аутизмом характерно нарушение всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Наличие данных нарушений мешает ребенку с аутизмом активно включаться в жизнь общества.
Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом затруднено вследствие ряда психологических особенностей: крайне низкая познавательная и социальная активность, малодифференцированное восприятие, нарушения внимания, узость круга представлений, отсутствие средств вербальной и невербальной коммуникации. Поэтому данная методика строится с учётом уровня сформированности интеллекта, зрительного и слухового восприятия, произвольной деятельности и моторики у аутичного ребёнка.
В процессе работы я стараюсь сформировать у детей положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом, побуждаю ребёнка к сотрудничеству
Оптимальный результат социализации аутичных детей предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением и умением устанавливать адекватные связи с окружающими.
Поскольку зачастую аутичные дети обладают целым комплексом поведенческих особенностей, то данная методика особенно актуальна.
Обучающие игры в песочницах стали привычными для детей, посещающих коррекционные группы, а устройство для рисования песком, которое используется в моей программе занятий, вносит новый и необычный для малышей вид деятельности. Методика обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развития положительных эмоций у детей.
Игры с песком, сыпучими материалами имеют положительное значение для развития психики аутичного ребенка, установления его психологического комфорта:
Игры с песком, исходя из опыта своей практической работы, я считаю - мощным ресурсом. Аутичные дети, из-за плохо развитой мелкой моторики рук не могут правильно держать карандаш и не хотят рисовать.
Совместное рисование - особый игровой метод, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. Ребенок активно учувствует в создании рисунка, дополняя его разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на светящемся стекле. Используя такой интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования песком. Сделать обучение интересным и увлекательным, а также показать, что каждый даже не умеющий держать карандаш малыш может рисовать, помогает специальное приспособление для рисования песком.
Устройство представляет собой деревянный ящик размером 62х34 см. Верхняя стенка, которого выполнена из матового оргстекла. Внутри ящика установлена люминесцентная лампа и два рассеивателя.
Песок для рисования хранится в отдельной емкости. Перед использованием песок обязательно просеивается, промывается и обеззараживается.
На своих занятиях я использую не только обычный, но и цветной песок. Цветотерапия влияет на настроение и общее состояние ребенка. Так, например, оранжевый цвет восстанавливает и согревает, красный – активизирует и стимулирует, а зеленый – успокаивает и расслабляет.
Цель данных занятий состоит в том, чтобы сформировать познавательные и коммуникативные функции, устранить тревогу и беспокойство, развить мелкую моторику рук через естественную и доступную для каждого ребенка форму деятельности.
При разработке данных занятий мною были поставлены следующие задачи:
При работе с детьми по данной программе занятий необходимо соблюдать два обязательных условия: согласие и желание ребенка заниматься без принуждения со стороны взрослого, у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, а так же кожных заболеваний и порезов на руках.