Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности развития русского языка на Кубани

Submitted by Наталья Александровна Галигузова on Tue, 02/12/2014 - 10:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галигузова Н.А.
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 МО г-к Анапа

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>ТЕМА: Р.К. Особенности развития русского языка на Кубани.</strong></p> <p><strong>Цель урока: </strong>1. Знакомство учащихся с особенностями развития русского языка на Кубани.</p> <p>2. Предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок в речи учащихся под влиянием кубанских говоров.</p> <p>3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, интереса к этнографии родного края.</p>

ТЕМА: Р.К. Особенности развития русского языка на Кубани.

Слайд 1, 2

Цель урока: 1. Знакомство учащихся с особенностями развития русского языка на Кубани.

2. Предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок в речи учащихся под влиянием кубанских говоров.

3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, интереса к этнографии родного края.

Оборудование: 1. высказывания великих людей о языке:

« Как прекрасен русский язык!» (Ф.Энгельс)

«Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».(В.И.Даль)

«Величайшее богатство народа – его язык» (М.А.Шолохов)

2.Карточки.

3.Презентация.

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы урока.

- Прочтите высказывания великих людей о русском языке.

Слайд 3

- Как вы понимаете данные высказывания? Дайте аргументированный ответ.

-Прочтите тему урока.

- Какое высказывание связано с темой нашего урока?

- Почему нужно знать нормы литературного языка и кубанские говоры? Какое практическое значение дает нам это знание?

2.Слово учителя.

Слайд 4

Русский язык состоит из двух пластов – нормативного и диалектов.

Слайд 5

Диалект (иначе его называют говором, или наречием) – это тоже язык со своей звуковой системой, лексикой, грамматическими особенностями. Диалект – средство общения населения определенной области, в нем отражена материальная и духовная культура этноса, его обряды, традиции. Этнос – племя, народность, нация.

- Что появилось раньше: говоры или литературный язык? Докажите.

Слайд 6

-Из записанных слов выделите диалектные слова:

Юбка, чекмень, кофта, учкур, пиджак, пухли.

-Можете ли вы объяснить, что они обозначают?

(Чекмень – верхняя мужская одежда со стоячим воротником и сборками сзади;

Учкур (очкур) – тонкий шнур, протянутый внутри мягкого пояса.

Пухли – сборки на рукаве кофты.)

3. Работа по таблице «Образование кубанских говоров».  Доска.  

Кубанские говоры – говоры вторичного образования

Языки и диалекты территорий, откуда шло переселение на Кубань

Влияние украинского языка

Кубань – многонацио-нальный регион России.

Соседство языков и разных семей и групп

 

Обобщение учителя:

Чтобы избавиться от влияния говора, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Но все-таки самое ценное в любом говоре – это слова и обороты речи, которых нет в литературном языке. Они живут в речи благодаря самобытности, точности, меткости, выразительности. Местные слова, удачно используемые, делают нашу речь сочной, неповторимой.

5. Сценка.

Задание: Найти диалектные слова.

Слайд 7

Участвует два ученика.

- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит,  все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

- Ведьмак жил у нас в деревне…

- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак! (Н.Краснов)

Обобщение учителя.

Диалекты используются преимущественно для обиходно-бытового общения. Чаще всего это непринужденный диалог.

Слово учителя:

Кубанские говоры складывались иначе, чем все остальные говоры русского языка. Во-первых, они являются говорами вторичного образования, возникшими на базе уже существовавших языков и диалектов, в результате переселения людей из разных территорий. Во-вторых, кубанские говоры образовались на базе двух литературных языков – русского и украинского и их диалектов. Таким образом, происходило смешение населения, языков, диалектов и образование новых вариантов местной речи. Два истока формирования казачества на Кубани усилили языковую пестроту, так как казаки Черноморского войска несли украинскую языковую стихию, а казаки Линейного войска – русскую языковую стихию, пронизанную южнорусскими говорами.

Сейчас Кубань относится к самым многонациональным регионам России. В крае тесно соседствуют носители языков разных семей и групп.

- Какие народности населяют наш край?

- Какие языковые группы присутствуют ?

( В крае тесно соседствуют носители языков  разных семей и групп: славянских, кавказских, тюркских, армянской, греческой  и других.)

- Какие славянские языки вы знаете?

- Русский язык к какой группе славянских языков относится?

(Восточнославянской )

ИСТОЧНИКИ КУБАНСКИХ ГОВОРОВ:

СЛАВЯНСКИЙ, УКРАИНСКИЙ, АДЫГЕЙСКИЙ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ, АРМЯНСКИЙ, ГРЕЧЕСКИЙ, ТЮРКСКИЕ,ГРУЗИНСКИЙ, АБХАЗСКИЙ ЯЗЫКИ

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

1) О специфике кубанских говоров

Примерное сообщение: «Кубанские говоры отличаются от других говоров России тем, что иногда очень трудно отличить диалект от украинского слова, так как украинизмы, то есть слова, пришедшие к нам из украинского языка, употребляются повсеместно на всех языковых уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом.

Границы между кубанскими говорами расплывчаты: чуть ли не каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой. Четкие различия обнаруживаются только между двумя группами говоров: говорами, сформировавшимися на основе русского языка, и говорами, сформировавшимися на основе украинского языка.»

2) Об особенностях произношения звука г

Примерное сообщение: « Одной из самых характерных особенностей кубанских говоров является произношение звука г  как длительного, щелевого. Эта черта свойственна всем южнорусским  говорам, а на Кубани она усиливается еще и влиянием украинского языка. Но произношение г фрикативного вместо г взрывного считается грубейшей ошибкой. Поэтому надо следить за произношением, нельзя произносить и звук х  в конце слова или  перед глухим согласным, нужно произносить звук к. Исключение: бо[х]

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Исполнение ученицами песни «В огороде черна редька»

- О чем идет речь в песне?

- Какие диалектные слова, употребляемые на Кубани, вы услышали?

2. Инд.залания (карточки)

Расставьте ударение в словах. При затруднении обратитесь к сло­варю.

Арбуз, верба, ворота, говорит, весело, газопровод, горошина, квартал, красивее, магазин, медикамен­ты, начал, поднял, приговор, рыбина, свекла, силос, случай, цемент, шофер.

2. Работа с классом.

1. Доска. Произнесите слова. Следите за правильным произношением звука г.

Слайд 8

Гастроном, гардероб, гараж, гвоздь, газ, газета, галстук, ноготь, игла, генерал, герой.

2. Запишите понятие одним словом. Расставьте в подобранных словах ударение.

Слайд 9

  1. Корнеплод, из которого делают сахар. 2. Жгучее травянистое растение. 3. Три месяца. 4. Пояс для брюк. 5. Человек, работающий на комбайне.

Слайд 10

Д/з. 1) Запишите по правилам русского языка слова. При необходимости обратитесь к орфографическому словарю.(Запись в тетрадь)

Лоторея, застебнуть, свайба, наскрозь, слободный, отдыхнуть, плысть, почепить, кухвайка, товкаться, обчественный, отчепиться, дражнить, должон, попужать, стукать.

2) Сочинение-миниатюра «Диалекты и нормативные слова».

 

Прикрепленный файл Size
Урок 2.docx 19.72 KB
у-2.pptx 1.29 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн