Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения народов России и СНГ.

Submitted by Наталья Александровна Галигузова on Tue, 02/12/2014 - 10:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галигузова Н.А.
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 МО г-к Анапа

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Урок 1. Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения народов России и СНГ.</strong></p> <p><strong><em>Цель урока:</em></strong> закрепить понятия учеников об основных функциях рус&shy;ского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значе&shy;нии как государственного языка и одного из мировых языков.</p> <p><strong><em>Методические </em></strong><strong><em>приемы:</em></strong> лекция с элементами беседы, составление пла&shy;на, выразительное чтение, работа с презентацией.</p>

Урок 1. Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения народов России и СНГ.

Слайд 1, 2

Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях рус­ского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значе­нии как государственного языка и одного из мировых языков.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление пла­на, выразительное чтение, работа с презентацией.

 

Ход   урока

I.   Организационные вопросы

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с об­щей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.

II.  Знакомство с учебником

1. Слово учителя

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну боль­шую тему - «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем занимать­ся синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных пред­ложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка - фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

2. Вопросы и задания

Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные со­кращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?

Опережающее задание. Попробуйте при выполнении упражнения определить названия произведений, откуда взят тот или иной пример: некоторые наверняка вам известны. (Возможно поощрение: за несколь­ко правильных ответов — хорошая оценка).

III.      Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современ­ном мире

I. Слово учителя

Тему нашего первого урока — на доске. Запишите ее в тетради.

Язык — живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рож­даются, и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, боль­шая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и ла­тыни. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школь­ных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, гео­графия...) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, мони­тор, мобильник, тетрадь...)

Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это зна­чит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получает­ся, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

2. Вопросы для обсуждения:

Слайды 3-6

  1. Прочитаем статью учебника (с. 3).
  2. Комментарий учителя и задание для обсуждения.

Здесь названы две основные функции языка: быть средством обще­ния и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаи­мосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функций главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии. (Обсуждение.)

Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хра­нит множество.

IV. Составление плана

Прочитайте текст упр. I (с. 3) (вслух читает ученик) и составьте пись­менно его план (5-7 мин). План может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.

Примерный план:

  1. Два назначения языка. (Каковы функции языка?)
  2. Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)
  3. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)
  1. Быть средством общения и средством мысли - основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функ­ции языка?)

Обсуждение  планов.

 Чтение и обсуждение статьи учебника

Чтение и обсуждение статьи  учебника (с. 4) по фрагментам (план на доске):

 1) место русского языка в группе  восточнославянских языков;

 2) понятие «государственный язык»

    3) функции  межнационального общения;

 4) международное значение русского языка.

VI. Закрепление изученного

  1. Работа с экраном.

Слайд 7

  1. Вопросы и задания:

--- Приведите свои примеры общих черт словарного состава рус­ского, украинского и белорусского языков.

  • Запишите определение понятия «государственный язык» в тет­ради.
  • В каких случаях проявляется функция межнационального об­щения?
  • Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

VII. Выразительное чтение.

  1. Тургенев о русском языке.

Слайд 8

  1. Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору).

Домашнее задание

  1. Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 5-6 учебника).
  2. Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пус­тые графы карандашом.
  3. Выполнить упр. 5.
  4. Индивидуальные задания:

- 2 ученика (мальчики) для сценки;

- 2 ученика – краткие сообщения  (работа со слабыми)

5. Песня  «В огороде черна редька»

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок 1.docx 19.63 KB
у-1.pptx 78.05 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн