-Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок композиции и я прошу еще раз проверить вашу готовность к уроку. У вас на столах должны быть: бумага А № белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, восковые мелки, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нитки и пр.
- Молодцы! Я вижу, что вы все готовы к уроку.
Мне хочется начать урок такими строчками: - живопись-это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками.
Давайте с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картинку, которую «рисует» музыка. (Звучит фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»
-Что вы себе представили?
Ответы детей ( солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т. д. )
Тема нашего урока : «Зимняя сказка»
Цель урока – создание ассоциативной композиции на тему «Зимняя сказка» с использованием различных материалов и техник
Задачи, которые будем решать на уроке:
Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках
Решаем композиционные задачи в предложенной теме
Развиваем эстетически – художественный вкус, музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках
- Как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.
-Ответы детей:
-правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников
-Ответы детей:
- различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос-
-Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т. д.
Чукотка, Север-
-Ответы детей: холод, снег, чумы…
Карнавал –
Ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…
-Хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например - мама, солнце и т.д..
-Какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
-Как, вы ребята, думаете, можно ли цветом предать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно предать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки.
- Ответы детей? Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями, громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой.
Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатства художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
-Можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, бархатными, нежными и т. д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т. д.
(преподаватель демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада).
-Вот, это есть не что иное, как абстрагирование.
Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция в художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отход от формы (одни линии, точки, пятна и т.д.)
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.
Казимир Малевич – «Черный квадрат», В. Кандинский и др. –они создавали беспредметные композиции или абстрактные.
Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально – художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка2 композитора П. И. Чайковского.
- Что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?
-Ответы детей:
- Как менялось настроение музыки, ее характер, какая музыка – вначале произведения, в конце?
-Как вы видите ее по цвету, композиционно?
- Ответы детей:
-Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?
- Ответы детей: Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.
- Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать…(осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку поз, теряется звучность цвета). А гуашь…(любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивало сквозь слой краски).
-Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
Создание ассоциативной живописной композиции на тему « Зимнее утро»
Свободный выбор материала и техник. (Инструктаж по технике безопасности)
В ходе самостоятельной работы ведется фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
Рефлексия.
- Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием. Кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай, дружок, в следующий раз непременно успею».
-Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция. И вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.
Молодцы! Всем спасибо! Урок закончен.
|