Размещено: Ольга Владимировна Перепечко - вс, 30/11/2014 - 05:51
Технологическая карта урока математики 3 класс Тема урока: Площадь прямоугольника. Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений находить площадь прямоугольника в практической деятельности, выполнять чертеж квадрата заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства Тип урока Изучение новых знаний и способов действий Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь прямоуголь- ника (на практической основе), выполнять чертеж фигуры заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: научатся представлять значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин. Методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная Образовательные ресурсы Математика. 3 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор Основные понятия и термины Правило вычисления площади прямоугольника; длина, ширина фигуры Структура урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействий Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, Чтобы было все понятно Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией рабочего места II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. 2. Целеполагание. Слайд № 1 3. Устный счет Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. – Откройте учебник на с. 60, определите тему и цель урока. - Что такое площадь? Давайте обратимся к словарю Владимира Даля. - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Да, тема нашего урока «Площадь прямоугольника». - Как вы думаете, чему мы должны научиться? - Да мы должны научиться находить площадь прямоугольника. В жизни мы очень часто встречаемся с этим понятием. Допустим, чтобы покрасить пол, мы должны знать, сколько краски понадобиться. А для этого нужно вычислить площадь - Вычислите. Найдите «лишнее» выражение. 48 : 8 = 42 : 7 = 60 : 10 = 30 : 5 = 36 : 6 = 56 : 7 = 54 : 9 = 12 : 2 = «Цепочка». Игра «Молчанка». Показывают выполненную домашнюю работу. Формулируют тему, цель урока. Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная П – осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства, математические термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – принимают участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания III. Изучение нового материала Практическая работа. Слайд № 5 Физкультминутка Слайд № 6 Просит учащихся начертить в тетради прямоугольник со сторонами 4 см и 2см и разбить его на квадратные сантиметры. – Все квадратные сантиметры составляют несколько рядов. Сколько этих рядов? – А сколько в каждом ряду квадратных сантиметров? – Верно. Их столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. А рядов получилось столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника. – Кто из вас догадался, как найти площадь прямоугольника? Учитель также знакомит со знаком обозначения площади – S. 4 • 2 = 8 (см2). Ответ: S• = 8 см2 – Площадь того же прямоугольника можно вычислить и иначе. Все квадратные сантиметры составляют несколько вертикальных столбцов. В каждом столбце по 2 квадратных сантиметра (столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника). Столбцов получилось столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника – Как же можно найти площадь этого прямоугольника? 2• 4 = 8 (см2). Ответ: S• = 8 см2. – Ребята, посмотрите еще раз внимательно на решение задачи и сделайте общий вывод: как найти площадь прямоугольника? – Площадь прямоугольника будет выражена в квадратных сантиметрах. № 1–3 (под руководством учителя). Организует проведение физкультминутки – 2 ряда. – 4 квадратных сантиметров. – Надо 4 умножить на 2. Учащиеся записывают на доске и в тетради решение и ответ. – Нужно 2 умножить на 4. Записывают решение и ответ. – Для нахождения площади прямоугольника достаточно измерить его длину и ширину в сантиметрах и полученные числа перемножить Учащиеся читают еще раз вводную статью на с. 60 и правило. Выполняют задания. Выполняют упражнения согласно инструкции учителя IV. Практическая деятельность 1. Работа с геометрическим материалом. 2. Решение примеров. 3. Решение задач. Слайд № 7 4. Работа в тетради на печатной основе. 5*. Задания из электронного приложения к учебнику № 4. – Начертите два квадрата, разбейте каждый на квадратные сантиметры и найдите площадь каждого. 2 • 2 = 4 (см2). 3 • 3 = 9 (см2). № 5. I вариант – 1-й, 3-й столбики; II вариант – 2-й, 4-й столбики. № 7. Расход ткани на один халат Коли-чество халатов Расход ткани на все халаты Одинаковый 8 24 м ? 15 м В рабочей тетради выполните задания № 98–99 на с. 39 Приходят к выводу, что площадь квадрата находится так же, как и площадь прямоугольника, достаточно знать только длину его стороны. Решают примеры Записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей проверкой: 1) 24 : 8 = 3 (м) – на 1 халат. 2) 15 : 3 = 5 (х.) – из 15 метров. Ответ: 5 халатов можно сшить из 15 метров ситца. Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование Устные ответы, записи в тетради V. Итоги урока. Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок Слайд № 8 – Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какая величина была главной хозяйкой нашего урока? - Площадь какой фигуры мы учились нажодить? – Как же можно найти площадь прямоугольника? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы VI. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 61, № 6, 8 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – применяют и сохраняют учебные задачи