Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»
Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин
СОГЛАСОВАНА
Зав. кафедрой
____________О.Е. Романова
от «____»_________20___ г.
|
УТВЕРЖДЕНА
решением ученого совета
ГАОУ АО ДПО «АИПКП»
от «____»_________20___ г. протокол № ____
|
ПРОГРАММА
вариативного модуля повышения квалификации
педагогических работников Астраханской области
Современные информационно-коммуникационные технологии в практике учителей образовательных организаций области в условиях реализации ФГОС.
Автор-составитель:
Никифорова Н.А., и.о. доцента кафедры гуманитарных и общественных дисциплин.
Астрахань–2014
Программа рассмотрена на заседании кафедры
гуманитарных и общественных дисциплин
ГАОУ АО ДПО «АИПКП» и рекомендована к
утверждению на ученом совете ГАОУ АО ДПО «АИПКП»
от «____»_________20___ г. протокол № ____
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интернет в современном обществе уже является универсальной информационно-коммуникационной средой с комплексом своих специфических технологий. Однако, проникновение этих технологий в сферу образования существенно отстаёт от развития самого Интернета, его технологических возможностей и образовательного потенциала доступных по сети информационных ресурсов. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о развитии Интернет-образования и внедрении интернет-технологий в образовательную деятельность.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают в качестве средства создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую и творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной работы по обработке информации, в том числе в сети Интернет. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений, в том числе в сфере ИКТ-технологий. Данное обстоятельство актуализирует необходимость повышения ИКТ-компетентности педагогических работников, в частности, учителей предметников.
Интернет, программное обеспечение вообще и специальное программное обеспечение по предмету, и оборудование придают особую ценность образованию, предоставляя достойную современную информацию, новые и инновационные способы преподавания и обучения на основе информации из ресурсов Интернета. Преимущества использования ИКТ способствуют достижению целей и задач образования для устойчивого развития.
Актуальность данной программы очевидна: проблема использования информационных технологий в процессе преподавания предмета остаётся нерешённой, большинство практикующих учителей-предметников не готовы активно применять средства и методы ИКТ в практической деятельности, не знакомы с дидактическими возможностями их использования. Обучение по данной программе направлено на формирование и развитие ИКТ – компетентности учителей и приобретение опыта использования средств ИКТ в профессиональной деятельности как дидактического инструментария.
Цель программного курса:
Формирование ИКТ – компетентности у учителей-предметников ; приобщение их к профессиональной деятельности в сети Интернет.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам педагогического общения, педагогического действия
- Создание условий для развития готовности использовать различные Интернет-сервисы в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам педагогического общения, педагогического действия.
- Рассмотреть дидактические возможности средств обучения предмету в условиях использования ИКТ.
- Сформировать потребность в использовании информационных технологий в образовании.
Достижение цели и реализация задач планируется выполнить в течение 36 часов подготовки в дистанционной форме. Предполагается значительная доля самостоятельного выбора обучающимися средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики. Оценивание деятельности будет организовано с помощью критериев, предложенных в задании. Предполагается открытое (для всех членов группы) размещение результатов учебного продвижения, что позволит корректировать свои результаты, а также стимулировать обучающихся к более успешному освоению курса.
Планируемые результаты обучения:
Участники дистанционного обучения овладеют:
- базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;
- основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (интерактивные дидактические материалы);
- пониманием значения сетевого взаимодействия в профессиональном развитии педагога;
- планированием деятельности региональной команды учителей-предметников по активизации продуктивной с образовательной точки зрения сетевой активности участников образовательного процесса.
Новизна опыта использования:
Интерактивные дидактические материалы – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению информационно-коммуникативных технологий.
Средства организации обучения:
Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт Открытый класс для организации обучения (www.openclass.ru , с возможностями для коллективной деятельности по созданию текстов, организации фотогалерей, публикации видео, организации обсуждений, ведения блогов).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№
|
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
1.
|
Дистанционное обучение
|
36
|
2.
|
Самостоятельная работа
|
36
|
3.
|
Вид итогового контроля: Зачет
|
|
УЕБНО-ТЕМАТИЧЕМКИЙ ПЛАН.
Наименование разделов, тем
|
Кол-во часов
|
Сам.
работа
|
1
|
Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования.
|
6
|
6
|
2
|
Профессиональная деятельность учителя ОО в ИКТ-насыщенной среде. ИКТ-компетентность учителя-предметника.
|
6
|
6
|
3
|
Дистанционная поддержка учителей в сети Интернет. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам учителей.
|
12
|
12
|
4
|
Мастер-класс. Создание интерактивных дидактических материалов.
|
12
|
12
|
14
|
Итоговое занятие (вне сетки часов)
|
|
|
|
Всего
|
36
|
36
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования.
Цель и задачи современного образования. Информационно-образовательная среда. Создание современной информационно-образовательной среды (ИОС). Информационные образовательные ресурсы ИОС образовательной организации согласно ФГОС ОО. Структура ИОС. Функционирование ИОС образовательной организации средствами ИКТ и квалификации работника. Учебный процесс в ИОС, его преимущества. Новые информационные технологии как часть общей информационной культуры педагога и учащихся. Роль компьютера в новых информационных технологиях обучения. Предметный кабинет в структуре информационного пространства образовательной орзанизации.
Деятельность:
- участие в форуме "Потребность учителя в новой структуре и содержании информационно-образовательной системы обучения"
- создание сообщения о предметном кабинете образовательной организации с размещением фотографий.
2. Профессиональная деятельность учителя ОО в ИКТ-насыщенной среде. ИКТ-компетентность учителя-предметника.
Изменение деятельности учителя-предметника под воздействием ИКТ-насыщенной среды. Новые роли учителя в условиях ИКТ-насыщенной среды (модератор, тьютор, организатор сетевой деятельности, координатор дистанционного обучения). Особенности удаленного взаимодействия с потребителями консалтинговых услуг учителю. Сетевой этикет. Требования информационного общества к учителю, его профессиональной компетентности. Важнейшая составляющая - ИКТ-компетентность школьного учителя.
Деятельность:
- создание учебного блога по ИКТ-компетентности учителя ОО;
- знакомство с блогами своих коллег и запись комментарий.
3. Дистанционная поддержка учителей географии в сети Интернет. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам учителей.
Значимость профессиональной коммуникации учителей в информационном обществе. Роль среды дистанционной поддержки в области информирования, повышения педагогического мастерства. Сетевые технологии, сетевые сообщества - наиболее эффективные формы поддержки педагогов для профессионального развития. Сетевые сообщества учителей-предметников – новая форма организации профессиональной деятельности в интернет. Типы сетевых сообществ и их предназначение: постоянно действующее, дневники обучения, сообщество-событие. Знакомство с сетевыми сообществами учителей на сайте открытого класса.
Интернет-ресурсы для развития деятельности учителя-предметника. Способы поиска информации в сети Интернет.
Деятельность:
- заполнение вики-страницы «Предметные сетевые сообщества на сайте «Открытый класс»;
- участие в форуме «Эффективность работы регионального сетевого сообщества учителей как одного из основных инструментов поддержки педагогов»;
- создание веб-ссылок «Полезные порталы и сайты для обучения предмету в условиях введения ФГОС»;
- найти и изучить видеоматериалы по обучению предмету в условиях введения ФГОС ОО, создать объявление в дневнике обучения с рекомендациями по необходимости изучения данного материала.
4. Мастер-класс. Создание интерактивных дидактических материалов.
Особенности создания и применения в образовательном процессе интерактивных дидактических материалов, созданных с помощью онлайн сервиса
Рассмотрение в рамках Мастерской вопросов использования интерактивных технологий, возможности создания дидактических материалов онлайн для организации учебной деятельности обучающихся, создания собственной коллекции электронных учебных материалов.
Деятельность:
- выбор темы и формы представления на вике-странице итоговой зачётной работы;
- создание интерактивной презентации (итоговая работа)
.
ЛИТЕРАТУРА.
Нормативные документы системы основного общего образования РФ.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Квалификационные характеристики работников в сфере образования // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.
Учебно-методическая литература.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
3. Борзенко А.Е., Федоров А.Г. Мультимедиа для всех. М., 1995.
4. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. Волгоград, 2002.
5. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003.
7. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб, 2003.
8. Стратегии поиска информации в сети Интернет // http://eilur.ru/poiskovye-sistemy/strategiya-poiska-informacii-v-seti-internet/
9. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012
Интернет-ресурсы.
www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт
www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.office.microsoft.com/ru-ru - официальный сайт MS Office
www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
www.catalog.iot.ru - Образовательные ресурсы сети Интернет
http://school.edu.ru/ - «Российский общеобразовательный портал»
http://hlanetashkol.ru - сайт для и про учителей
|