*развитие умения делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний;
*развитие образного мышления;
*развитие логического мышления, способности чётко формулировать свои мысли;
*развитие интереса к предмету.
Формируемые УУД
Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям, формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение ставить проблему.
Познавательные: общеучебные(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), логические (анализ и синтез учебной информации, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.
Основные понятия
Климатические пояса (основные и переходные), типы климатов.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
*Физическая и климатическая карта России, атласы, проектор, компьютер, мультимедийные презентации.
*Афоризмы и цитаты по теме урока, модель Солнышка.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
I. Самоопределение и мотивация учебной деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
(Пожелание плодотворной работы на уроке)
Создать условия для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Создание доброжелательной, открытой, рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности организации порядка на рабочем месте и в классе для лучшего освоения темы урока.
Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Проблемный вопрос.
Работа с заданиями на слайдах презентации (повторение и проверка знаний по прошлой теме).
Почему так разнообразны климатические условия в нашей стране?
Дети в парах обсуждают вопросы, и выставляют оценки друг другу.
Учащиеся пытаются ответить на этот вопрос (мозговой штурм).
Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения.
Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.
Осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные УУД: умение ставить проблему.
III. Определение темы урока и постановка учебной задачи.
Цель.
Формулирование темы урока, целеполагание.
Учитель читает стихотворение о климатических поясах.
*О чём рассказывается в этом стихотворении?
*Как вы сформулируете тему урока?
Учитель записывает тему урока на доске.
*Что бы вы хотели узнать по этой теме (на доске записывает все вопросы учащихся).
Ученики слушают и самостоятельно формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся высказывают вопросы, которые им интересны по данной теме.
Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.
Формулирование темы и цели урока.
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Рассмотреть подробно особенности климата по климатическим поясам.
*Как нам организовать сегодня свою работу, чтобы найти все ответы на ваши вопросы?
*Как удобнее будет вам работать (подводит к мысли о целесообразности работы в парах).
*Выбирайте для каждой пары вопрос по тексту параграфа.
*Какие источники информации помогут вам работать на уроке?
*Какие есть вопросы по организации работы?
*Повторите ещё раз, какое вам предстоит выполнить задание?
Приступаем к работе, у вас есть 5 минут для самостоятельной работы, затем каждая группа представляет продукт своего коллективного труда.
Ребята называют различные формы организации деятельности, в ходе обсуждения приходят к выводу – работаем в парах.
Выбирают интересующий их вопрос.
Дети называют параграф в учебнике, карты в атласе.
Ученики повторяют, какое задание им предстоит выполнять.
Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу.
Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются по парам.
Самоопределение в условиях работы в парах.
Коммуникативные УУД: управление своим поведением; умение выслушать товарища; владение монологической и диалогической формами речи.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты.
Общеучебные УУД: смысловое чтение и извлечение необходимой информации.
Умение читать и выбирать главное согласно заданию, умение работать с тематическими картами атласа.
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания по теме, ответив на вопросы.
На экране презентация по типам климата и климатическим поясам. Учитель приглашает по очереди учеников к доске для ответа по выбранному вопросу.
Предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ.
Используя слайды презентации, дети рассказывают по плану о типах климата России.
Формирование коммун.компетен-ти в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образ. деят.
Выполнение учебных действий в соответствие с заданием.
Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; с картами атласа и презентациями.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в применении знаний по теме, самоконтроль и взаимоконтроль усвоения знаний.
Предлагает в парах поработать по вопросам рубрики «Вопросы» в презентации. Самопроверка и взаимопроверка по эталону.
Выполните тесты из презентации, проверьте и отметьте в оценочном листе правильные ответы знаком «+».
Ученики отвечают на вопросы, проверяют по эталону правильность выполнения задания, отмечают знаком «+» в оценочном листе правильные ответы.
Выполняют задания теста, проверяют друг у друга и отмечают в оценочном листе правильные ответы.
Дети работают самостоятельно и отвечают на вопросы учителя, обобщая приобретённые знания.
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в соответствие с заданием.
Использование
приобретенных
знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение вновь изученного материала.
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Приём «Острова».
Учитель предлагает творческое задание: «Я – остров» (соотнести то, что узнали о климате, с челов. качествами и описать климат острова).
Можно предложить вопросы – ориентиры:
- Как меня называют?
- Где я нахожусь?
- Какой я? (ṯ, осадки и т.д.)
- Как я себя чувствую среди других островов?
- Что меня ждёт в будущем?
(Оцените, насколько вы смогли достичь цели, поставленной для себя в начале урока. Для этого выберите один из предложенных в презентации островов и составьте описание климата для него. У вас на столе лежит листок с вопросами – ориентирами, чтобы легче было составить описание).
Учитель предлагает учащимся оформить это задание в виде детской сказки или телерепортажа из морского круиза.
В классе находятся учащиеся, которые успешно себя отождествляют с островом, фантазируют.
Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.
Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя.
Умение систематизировать знания по теме.
VIII. Д/з.
Комментирует д/з:
а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь вопросами для контроля;
б/ задание № 4 на стр. 108 выполнить по желанию;
в/ для любознательных – составить презентацию по теме «Влияние климата на жизнь и здоровье человека», используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.
Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости консультируются по проблемным вопросам.
Записывают д/з в дневник.
IX. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.
Учитель дарит всем детям Солнышко как поощрение за проведённый совместно урок (Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться).
Урок окончен. Всем спасибо!
Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Дети протягивают к учителю руки ладошками вверх – они ловят лучи Солнца и говорят ему «Спасибо!»
Эмоционально - ценностное отношение к изучаемой теме.
Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Дополнительный материалы к уроку.
Афоризмы и цитаты:
1/. Деятельность – личность. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
2/. «До цели 4 шага:
*планируйте целенаправленно,
*готовьтесь молитвенно,
*действуйте положительно
*и добивайтесь неустанно».
Уильям А. Уорд
3/. Вся жизнь – открытая задача. И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит твоё настоящее и будущее». А. Гин
Стихотворения.
Климатические пояса.
Ах, как прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса …
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в климатические пояса.
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу Полярный увидите пояс.
А что означает пояс полярный?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мёрзнут медведи, и даже моржи.
Чуть ниже – пояс умеренный,
И климат в нём тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Ещё ниже – пояс тропический.
Там даже зимою тепло,
И снег люди видят, практически,
Не чаще, чем НЛО.
А в поясе экваториальном,
Самом жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
А дети – и без трусов!
Зачем же наш глобус так разрисован?
Располосован
И распоясаван?
Зачем?
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!
А. Усачёв
Модель Солнышка с лучиками, 6 шляп разного цвета на плакате.
На Северном полюсе холодно,
И снежно, и вьюжно,
Торосы морозом окованы,
И то же на Южном.
Я ж поясом схвачен умеренным,
Что, право, обидно.
Найти бы свой полюс затерянный,
Но что-то не видно.
Размещено вт, 02/12/2014 - 10:26 пользователем Елена Владимировна Ташлыкова.
Уважаемая Ольга Андреевна, познакомилась с Вашей разработкой урока "Климатические пояса и типы климата". Мне очень понравилось ваше видение этой темы! К уроку Вы прикрепили прекрасную презентацию о климатических поясах! С вашего разрешения отдельные моменты урока буду использовать при составлении своего урока.
На: Климатические пояса и типы климатов России.
Уважаемая Ольга Андреевна, познакомилась с Вашей разработкой урока "Климатические пояса и типы климата". Мне очень понравилось ваше видение этой темы! К уроку Вы прикрепили прекрасную презентацию о климатических поясах! С вашего разрешения отдельные моменты урока буду использовать при составлении своего урока.
с уважением Ташлыкова Е.В..