Submitted by Ирина Анатольевна Игнатьева on Tue, 25/11/2014 - 16:24
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов
Форма проведения — устный журнал
Учитель математики МБОУ «Высокоключевая СОШ» Гатчинского района Ленинградской области
Игнатьева И.А.
В ходе подготовки мероприятия учащиеся заранее получают список вопросов для подготовки к игре: каждый вопрос – отдельная страничка планируемого устного журнала.
Каждый ученик готовит ответ на вопрос в произвольной форме; это может быть устное сообщение, газета, реферат, мультимедийная презентация.
Учитель в ходе мероприятия готовит дополнительные вопросы, конкурсы, задания к каждой страничке.
В ходе проведения игры учащиеся делятся на команды.
Жюри конкурса (для этой работы можно пригласить учащихся старших классов) подводит итоги каждого конкурса, учитывая как домашние заготовки, так и работу по выполнению заданий, предложенных при проведении конкурса.
Цель проведения игры:
Расширение математического кругозора учащихся.
Активизация познавательной деятельности, мотивация учения через возбуждение познавательного интереса.
Формирование коммуникативных навыков.
Воспитание коллективизма, умения работать в группе.
Вопросы для подготовки к игре:
Как устроено решето Эратосфена?
Что считалось талантом в Древней Греции?
Как записать дату нашего урока римскими цифрами?
Как у древних греков назывались счёты? Как с ними связано выражение «остаться на бобах».
Откуда наука алгебра получила своё название?
Где водится ТАНГРАМ, и как его зовут на его родине?
Сколько лет «Арифметике» Магницкого?
Чему равно значение выражение 5!?
На каком дереве растет лист Мебиуса? Как он выглядит?
Каждая страничка конкурса начинается с выступления учащихся.
Класс, где проводится игра, оформляется работами учащихся.
Учитель: Когда полюбишь формул сочетанье,
Сухие цифры сразу оживут.
В них творчество, романтика, дерзанье,
Народов опыт и упорный труд.
И откровеньем станет теорема,
Светло и ясно раскрывая даль,
И каждая задача, как поэма,
Которой сердце отдавать не жаль.
Пусть сегодняшняя встреча поможет нам раздвинуть горизонты наших знаний, еще раз увидеть красоту и увлекательность математики!
Итак, начинаем нашу встречу. Как любой урок начнем с записи на доске даты сегодняшнего урока.
Первая страничка. Как записать дату сегодняшнего урока, используя римские цифры?
Фронтально. Прочитать цифры
V
X
L
C
D
M
пять
десять
пятьдесят
сто
пятьсот
тысяча
Фронтально. Каково основное правило конструирования чисел с помощью цифр?
От каждой команды к доске приглашается участник для записи даты урока на доске.
Каждой команде дается карточка с одинаковым заданием: перевести запись с языка римских цифр на язык арабских цифр:
XIX= 19
Запишите с помощью римских цифр год своего рождения
XIV= 14
CLIX= 159
XL= 40
CCCLXV= 365
DXXIV= 524
Вторая страничка. Решето Эратосфена. Из чего оно устроено и что им просеивают?
Презентация учащихся.
Блиц – викторина. «Поговорим о натуральных числах»
Сколько существует натуральных чисел?
б\много
Какое натуральное число не является на простым, ни составным?
1
Назовите наименьшее простое число.
2
Назовите наибольшее составное число
Не существует
Каким числом: простым или составным, будет произведение простых чисел?
Составным
Может ли сумма простых чисел быть простым числом?
Да: 2+5=7
Третья страничка. Что такое абак? Как его называют на его родине?
Сообщение учащихся.
Четвертая страничка. Откуда алгебра получила своё название?
Сообщение учащихся.
Решим с помощью составления уравнения несколько задач:
Древнеегипетская задача:
Количество и его четвертая часть вместе дают 15. Найти количество.
х+1/4 х = 15
4\5∙5\4 х = 15∙4\5
х = 12
Задача Диафанта Александрийского
Шестая часть количества вместе с двенадцатой частью и седьмой частью да еще 5. ещё половина да 4 составляет всё количество
Ответ: 12
Найдите лишнее уравнение:
9х – 5 = 13
4х + 5 =30
7х -4 = 10
Х = 2
Х = 25\4
Х= 2
ЛИШНЕЕ !!!
Арбуз весит 2 кг и ещё 2\3 арбуза. Сколько весит арбуз?
Решение: 2 кг – 1\3 арбуза 2\3 х + 2 = х и т.д.
2∙ 3 – 3\3 арбуза ИЛИ
______________
Вес арбуза 3 кг.
Учитель: Молодцы ребята! Многие из вас талантливые математики!
Пятая страничка. А что считалось талантом в Древней Греции?
Презентация учащихся.
Шестая страничка. А теперь вспомним о славных страницах истории математики в России. Сколько лет «Арифметике» Магницкого?
Презентация учащихся.
Учащимся предлагается решить задачи см. «Старинные занимательные задачи»,
Восьмая страничка. На каком дереве растет лист Мёбиуса?
Сообщение учащихся.
Всем командам выдается прямоугольная полоска, чтобы они изготовили одностороннюю поверхность и на практике убедились в свойствах листа Мёбиуса.
Девятая страничка. Где водится Танграм? Как его зовут на его родине?
Сообщение учащихся.
После ответа на вопрос учащимся раздается задание: какая команда быстрее соберет один из предложенных рисунков.
Десятая страничка. «Попади в десятку»
В честь математической игры – конкурса «Кенгуру» проводится конкурс поэтов «Буриме». Командам выдаются рифмы, с помощью которых надо написать четверостишье на заданную тему:
ИГРУ, КЕНГУРУ, ЛЮБИТЬ. ПОБЕДИТЬ.
После завершения игры и подведения ей итогов участникам предлагается написать отзыв о мероприятии, в котором они участвовали.
Это позволяет учителю узнать их впечатления о пользе данного мероприятия и способствует развитию аналитических умений и формированию активной позиции учащихся (позиции субъекта события)