Способы контроля знаний в процессе учебной работы по предмету «физическая культура».
Submitted by Мария Владимировна Быковская on Tue, 25/11/2014 - 02:41
Способы контроля знаний в процессе учебной работы
по предмету «физическая культура».
Что может сделать учитель, чтобы обучение и вообще всё, что происходит в школе и на уроках, воспринималось детьми с радостью, воодушевляло, укрепляло веру в себя?
Учитель, для решения поставленного вопроса, стремится:
Поддержать высокие ожидания и уверенность ученика в успехе,
Установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее на этом,
Так организовать учебный процесс, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие,
Наполнять учение яркими, эмоциональными переживаниями,
Делать каждого ребенка активным соучастником собственного обучения
Развивать общие умения и личностные качества
Среди важнейших составных частей данного учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе, традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности по контрольным упражнениям, указанным в программе. В действительности, обучение по предмету, предполагает овладение не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями. На уроках физической культуры чаще всего, знания проверяются контрольным и фронтальным опросом, правда, такая форма проверки приводит к потере урочного времени, выраженной в бездеятельности ученика на протяжении тех или иных эпизодов, между выполнением задания. В нашей школе мы активно используем критериальное взаимооценивание и самооценивание, акцентируем внимание на проработке вопросов услышанных на уроке в домашнем задании по физической культуре в тетради, в составлении тестов, карты понятий.
В структуре урока критериальное самооценивание и взаимоценивание применяется в начале урока и при прохождении нового материала, на котором вводятся критерии для оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и ученики приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться, на уроке можно провести несколько проб совместного оценивания, когда ребята потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их. После этого при выполнении любого двигательного действия в домашнем задании ребенок уже будет более осмыслено подходить к выполнению задания.
Задачами такого контроля являются подготовка учащихся к самообразованию, развитие у них интереса к учению, познавательных потребностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В знаниях в обобщенном виде находит отражение объективный мир.Дети усваивают информацию о явлениях, событиях, закономерностях, она становится их приобретением, достоянием. Знания могут быть усвоены на разных уровнях. Наиболее низкий уровень - уровень представлений, когда человек имеет общее понятие о том или ином объекте или явлении, но не в состоянии даже воспроизвести информацию о нем, сформулировать основные положения, определить признаки, характеризующие объект. В настоящее время мы стараемся больше опираться на имеющиеся у детей представления, на знания, полученные из повседневной жизни, при общении с родителями, друзьями. Используя имеющиеся у учеников знания, появляется возможность сформулировать при их активном участии четкие понятия, выделить совокупность признаков, характеризующих тот иной объект, определить наиболее существенные из них, установить связь явлений и признаков, т. е. сформировать систему знаний о конкретном объекте, явлении.
Цель обучения состоит в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой определения, наиболее существенные признаки, классификации, принципы действия основных предметов изучения и другие наиболее значимые характеристики явлений или системы явлений, были настолько усвоены учащимся, чтобы он мог их воспроизвести: рассказать, объяснить, т. е. показать структуру системы знаний. В этом случае речь идет о втором, более высоком уровне усвоения, воспроизведения знаний - репродуктивном.
Продуктивный уровень, отличается тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Однако в реальном процессе обучения все методы обучения взаимосвязаны, реализуются в сочетании параллельно друг другу. Да и само деление методов на репродуктивные и продуктивные весьма относительно. Ведь любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной.