Submitted by Ирина Дмитриевна Твердохлеб on пн, 24/11/2014 - 13:05
1.Психологический настрой
Упр. «Костёр дружбы»
2. Организационный момент
Ребята, я хочу начать наше занятие с загадки:
Он и чёрный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. (Хлеб.)
Правильно, ребята сегодня мы с вами поговорим о хлебе и о людях которые его выращивают.
Послушайте стихотворение С.Погореловского «Хлеб»
Вот он –
Хлебушко душистый,
Вот он –
Тёплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал – пришёл.
В нём –
Здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
О чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)
Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!», как вы понимаете это выражение?(Высказывания детей.)
Это значит хлеб на нашем столе главный продукт питания. Наша страна Россия огромная, в ней живёт много людей и все любят хлеб. Все мы каждый день едим чёрный или белый хлеб, многие любят сушки, булочки, пирожки, печенье, баранки.
- Кто же выращивает хлеб?
- Из чего пекут хлеб?
На эти и другие вопросы мы узнаем и дадим ответы на нашем занятии.
Итак, ребята из чего пекут хлеб?(Из муки.)
А из чего муку получают?(Из зерна.)
В какое время года сеют зерно? (Весной.)
Кто готовит землю к посеву? (Трактористы.)
Как готовят трактористы землю к посеву? (Пашут плугами землю.)Затем в поле выходит борошна. Что она делает? (Разбивает комья земли,чтобы маленьким росточкам было легче пробиться.)
Затем агроном проверяет землю. Как вы думаете какой должна быть земля?
(Земля должна быть прогретой солнышком и достаточно влажной.)
Ребята , а кто знает с помощью каких машин засевают зерно? (Сеялки.)
Какую работу выполняют сеялки? (Делают борозды, укладывают зёрна.)
Быстро проросли семена из тёплой и влажной земли, подросли, прошли дни, стало жарко.
Как плита земля нагрета,
Пить растения хотят:
«Пить», - печально шелестят.
Как хлеборобы поят землю?(Ответы детей.)
С помощью оросительной системы: по трубам подают воду на поля и там её распыляют.
Пшеница начинает колоситься, созревают колосья.
3. Беседа по картине «Рожь»
Ребята, посмотрите на картину. Какое красивое поле! Чтобы вырастить такой урожай, хлеборобы всё время внимательно следят за ростом колосков. А что может помешать росту колосьев? (Сорняки.)
Что же делают хлеборобы с сорняками?(Пропалывают.)
А ещё нашему урожаю может помешать суховей – сильный сухой ветер. Чтобы защитить урожай от суховея, хлеборобы садят деревья вокруг полей.
Как узнать, что колосья уже поспели?( Колосья жёлтого цвета и легко отделяются от стебля.) Показать фото ржи, овса, пшеницы.
В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора – жатва, уборка урожая. Как же убирают урожай. (С помощью комбайна.)
Куда отвозят собранное зерно?(Собранное зерно отвозят на элеватор, там оно и хранится.)
На элеваторе зерно высушивают, очищают и отправляют на мельзавод. Что делают на мельзаводе? Как называют этот порошок? (Мука.)
4. Физкультминутка.
Быстро вертится крыло,(дети делают круговые махи прямыми руками)
Мелет мельница зерно.(руки согнуты в локтях, вращают сжатыми кулаками)
А из молотой муки
Напекут нам пироги (двумя ладонями лепят воображаемый колобок.)
Какие изделия пекут из муки? (Из муки пекут баранки, печенье, хлеб.)
А теперь, давайте немного поиграем.
5. Игра «Наоборот»
Подобрать антонимы к словам.
Сладкий –
Мягкий –
Тёплый –
Горячий –
Вкусный –
Пышный –
Правильно , все эти слова мы можем использовать для описания хлеба, хлебобулочных изделий.
Вот, видите ребята какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадёт к нам за стол. Какими же качествами должны обладать люди, которые выращивают хлеб, ведь у них такая ответственная работа? (Люди, которые выращивают хлеб, должны быть сильными, добрыми, умелыми, любить свою работу.)
6. Игра «Назови профессии»
Хлеб – хлебороб
Мука –
Трактор –
Комбайн –
Кто первым в поле выходит?
Кто проверяет земли перед посевом?
Кто убирает хлеб?
Уважение к труду хлеборобов, русский народ выразил в пословицах:
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб бросать – силу терять.
Береги хлеб – это наше богатство.
Хвала рукам – что хлебом пахнут.
Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе и труде?(Ответы детей.)
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудеш на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
7. Заучивание стихотворения С. Погореловского «Хлеб» с опорой на мнемотаблицу.
В заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение, когда вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопните в ладоши. Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
И.Лопухина
7.Рефлексия.
Ребята, вам понравилось на нашем занятии?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Как вам кажется с каким заданием вы справились лучше всего?