Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья по теме: Занимательный массаж.

Submitted by Ирина Дмитриевна Твердохлеб on пн, 24/11/2014 - 12:45

   Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста остаётся, пожалуй, одной из самых актуальных задач развития современного дошкольного образования. Для её успешного решения в соответствии с ФГТ логопеду необходимо максимально приблизить образовательный процесс к игровому, сделать его занимательным и интересным. Как показывает опыт работы, этому хорошо способствуют стихи для детей, широко используемые при автоматизации звуков. Дыхательной и логоритмической гимнастике, в работе над голосом, а также упражнениях по развитию общей и мелкой моторики.

   Систематическое сопровождение стихами такого эффективного метода коррекционно – педагогического воздействия, как логопедический массаж, к сожалению, встречается редко. И напрасно, ведь такой активный метод механического воздействия изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.(2, с.5). Являясь,  по сути, медицинской процедурой, он часто сопровождается неприятными ощущениями, может вызывать отрицательные эмоции у детей (2, с.25). В связи с этим процесс логопедического массажа рекомендуется  сопровождать тихой музыкой с медленным, плавным ритмом, способствующим расслаблению мышц (2, с. 31). Использовать стихи во время коррекционно – логопедической работы рекомендуют О.И. Крупенчук и Т.А Воробьёва (3, с. 5), поскольку ритм стихотворной речи даёт возможность войти в ритм движения, способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывает правильный ритм дыхания, развивает речеслуховую память.

   Накопленный практический опыт позволяет утверждать, что сопровождение логопедического массажа стихами способствует восприятию его ребенком как увлекательного путешествия, встречи со сказочным персонажем, а не как неприятной медицинской процедуры. Кроме того, чтение стихов во время логопедического массажа позволяет:

- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа и поддерживать его на протяжении всего занятия, поскольку стихи – наиболее удобная и доступная форма активного общения с ребёнком;

- отвлекать ребёнка выразительностью чтения и интересным сюжетом стихотворения от неприятных ощущений, вызываемых массажем языка и мышц артикуляционного аппарата;

- формировать положительный эмоциональный настрой у ребёнка;

- развивать у детей в процессе занятия слуховое внимание, память;

- обогащать словарный запас посредством художественного слова, формировать правильную, выразительную речь;

- поддерживать необходимый темп массажа.

   Перечисленные преимущества могут быть существенно усилены правильным подбором стихов.

  1. Стихи по смыслу должны соответствовать выполняемым действиям: поглаживанию (поверхностному, глубокому обхватывающему, граблеобразному), растиранию, разминанию, вибрации и поколачиванию, плотному нажатию и другим приёмам массажа, что позволит ребёнку ощутить себя полноправным участником декламируемого действа, активно включиться в предлагаемую логопедом игру.

  2. Необходимо подбирать яркий, запоминающийся сюжет, а для детей младшего и среднего возраста – знакомого, любимого персонажа, что повысит их интерес к происходящему, будет способствовать стремлению к последующим занятиям.

  3. Важно подбирать стихи с учётом возрастных особенностей детей. Они должны быть лёгкими для восприятия и понятными. Так, для детей младшего и среднего возраста лучше подойдут стихи о животных (зайчик, рыбка и т.п.), природных явлениях (дождь, ветер и т.п.), или временах года; для детей старшего возраста – стихи, объединённые общей темой, обладающие более глубоким смыслом, раскрывающие знакомые им действия. Некоторые стихотворения могут быть рекомендованы для мальчиков (про машины или технику) или девочек (про цветы, кукол и т.п.).

  4. Подбор стихов зависит от состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата ребёнка, определяемого путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Направленных на верхнюю половину туловища, шею, мимические, артикуляционные мышцы.

  5. При обнаружении у ребёнка повышенного мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж. При этом чтение стихов должно быть приглушённым, нараспев, желательно с преобладанием глухих согласных (ф,фь, с, сь, ш, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, ц. ч, щ). Например, как в стихотворении А.Усачёва «Ёлочка»:

     

    Выбрал папа ёлочку

    Самую пушистую,

    Самую пушистую,

    Самую душистую…

    Ёлочка так пахнет –

    Мама сразу ахнет!

     

  6. Активизирующий массаж используется при пониженном мышечном тонусе и сопровождается умеренно громким, чётким, ритмичным чтением стихов, желательно с преобладанием сонорных (й, м, мь, н, нь,л, ль, р, рь) и звонких согласных (в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь). Например, как в стихотворении А. Барто «Барабан»:

     

    Левой, правой!

    Левой, правой!

    На парад

    Идёт отряд.

    На парад

    Идёт отряд.

    Барабанщик

    Очень рад…

Важно во время сеанса быть внимательным к ребёнку, уметь правильно оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру и в случае необходимости вовремя скорректировать свои действия.

  1. Во время массажа стихи должны проговариваться выразительно. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение ребёнка. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие (4).

Приведённые рекомендации могут быть полезны учителям – логопедам и дефектологам дошкольных образовательных организаций, имеющим сертифицированный допуск, обладающим знаниями анатомии речевого аппарата, топографии мышц, сосудов, нервов, показаний и противопоказаний к выполнению массажа и владеть основными приёмами массажа.

Ниже приведён комплекс классических приёмов для массажа лица при чтении стихотворения С. Маршака «Мяч».

Мой весёлый звонкий мяч,

Ритмичное поглаживание лба от середины к вискам

Ты куда пустился вскачь?

Ритмичное поглаживание от переносицы к вискам.

Желтый, красный, голубой,

Ритмичное поглаживание от крыльев носа к ушам.

Не угнаться за тобой.

Ритмичное поглаживание от подбородка к мочкам ушей.

Я тебя ладонью хлопал,

Пощипывающие движения лба от середины к вискам.

Ты скакал и звонко топал,

Пощипывающие движения щек от переносицы к вискам.

Ты пятнадцать раз подряд

Пощипывающие движения щек от крыльев носа к ушам.

Прыгал в угол и назад.

Пощипывающие движения скул от подбородка к мочкам ушей.

А потом ты покатился

Спиралевидные движения от переносицы к вискам.

Покатился в огород,

Спиралевидные движения от крыльев носа к ушам.

Докатился до ворот.

Спиралевидные движения от подбородка к мочкам ушей.

Подкатился под ворота,

Зигзагообразные движения от переносицы к вискам.

Там попал под колесо,

Зигзагообразные движения от крыльев носа к ушам.

Лопнул, хлопнул, вот и всё.

Лёгкие похлопывания по поверхности лица.

Для комплекса логопедического массажа, нормализующего мышечный тонус мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при паретическом синдроме по системе Е.Ф. Архиповой (1, с. 81 - 96), автором предлагается стихотворение «Зайка».

Массаж лба

Утром солнышко встаёт,

Свет на нас лучами льёт.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Просыпайся, детвора,

Разминание лба от середины к вискам.

Звери, птицы и трава.

Растирание лба от середины к вискам.

Встала вся лужайка

Растирание лба от бровей к волосистой части головы.

И весёлый зайка.

Точечное постукивание от середины лба к вискам.

Массаж щёк

Очень он старается –

Лапкой умывается.

Вращательное поглаживающие движения по поверхности щек.

Чтобы быть в порядке,

Делает зарядку.

Вращательные, спиралевидные движения от мочки уха к носу по щеке и от носа к мочке уха.

Массаж скуловой мышцы

Пора зайке в огород,

Где морковь его растёт.

Поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.

Он её водой польёт,

Спиралевидные движения от середины подбородка к мочке уха.

Сорняки все уберёт.

Пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.

Массаж губ

Переделал все дела –

И теперь играть пора.

Поглаживание губ от середины к уголкам.

На полянку он идёт.

Разминание губ от середины  уголкам.

Там его бельчонок ждёт.

Пощипывание губ от середины к уголкам.

Вместе они прыгают,

Точечное постукивание губ от середины к уголкам.

Лапочками дрыгают.

Точечное проминание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Бельчонок убегает –

Зайка догоняет.

Похлопывание губ от середины к уголкам и обратно.

Массаж языка

Устали резвиться,

Пора и подкрепиться.

Поглаживание продольных мышц языка от корня к его кончику.

Зайка ест капусту

 С громким сочным хрустом.

Ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.

Вот набил он полный рот

Точечное проминание языка от корня к кончику и по боковым его краям.

И погладил свой живот.

Поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику.

Чтобы не поправиться,

Зайка разминается.

Разминание языка.

Для детей старшего возраста составлен комплекс логопедического массажа по нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при чтении стихотворения югорского поэта Н. Вторушина «Нарисую».

Массаж лба

Нарисую, нарисую

Поглаживание лба от середины к вискам.

Дед Мороза на холсте

Точечное постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

И снежинки пусть сверкают

Круговое точечное постукивание по щекам.

У него на бороде.

Поглаживание скул от подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Нарисую снег и тройку,

Спиралевидные движения по верхней губе от середины к уголкам рта.

Шапку, валенки, тулуп.

Спиралевидные движения по нижней губе от середины к уголкам рта.

Пусть он едет к нам на ёлку

Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от середины к уголкам рта.

И зажжёт огни вокруг.

Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от уголков к середине рта.

Массаж языка

Нарисую для подарков

Поглаживание языка от корня к кончику (большой палец снизу, указательный сверху).

Вот «такенный» вот мешок,

Поглаживание языка от середины к краям (большой палец снизу, указательный сверху).

Чтоб голодный волк Нахалков

Пощипывание боковых краёв языка.

В лес его не уволок.

Пощипывание с проминанием боковых краёв языка.

Нарисую папу, маму,

Поглаживание языка от кончика к корню (большой палец снизу, указательный сверху).

Вот картина – высший класс!

Постукивание указательным пальцем по языку от корня к кончику (большой палец под языком).

Подберу получше раму

Поглаживание боковых краёв языка.

И поставлю напоказ.

Поглаживание языка от корня к кончику.

Для детей младшего возраста разработан комплекс упражнений логопедического массажа языка с пассивной артикуляционной гимнастикой на сказку – пьесу в стихах «Кошкин дом».

Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

Продольное поглаживание языка указательным пальцем от корня к кончику.

Загорелся кошкин дом!

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вниз.

Идёт дым столбом!

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вверх.

Кошка выскочила,

Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вперёд.

Глаза выпучила.

Указательными и большими пальцами покачать язык из стороны в сторону.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

Вытянуть язык и прижать сначала к верхней, а потом к нижней губе.

А лошадка - с фонарём.

Большим и указательным пальцами погладит боковые края языка.

А собачка – с помелом,

Серый заюшка с листом,

Поглаживание с надавливанием от корня языка к кончику (большой палец снизу, указательный сверху) слева, потом справа.

Раз!  Раз!  Раз!  Раз!

Поглаживание указательным пальцем снизу вверх подъязычной уздечки с растягиванием её.

И огонь погас!

Указательными и большими пальцами потянуть язык за кончик вперёд.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.,Владимир, 2008.

  2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. 2 – е изд., испр. М.. 2005.

  3. Крупенчук О.И.,Воробьёва Т.А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.СПб.. 2010.

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн