Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста остаётся, пожалуй, одной из самых актуальных задач развития современного дошкольного образования. Для её успешного решения в соответствии с ФГТ логопеду необходимо максимально приблизить образовательный процесс к игровому, сделать его занимательным и интересным. Как показывает опыт работы, этому хорошо способствуют стихи для детей, широко используемые при автоматизации звуков. Дыхательной и логоритмической гимнастике, в работе над голосом, а также упражнениях по развитию общей и мелкой моторики.
Систематическое сопровождение стихами такого эффективного метода коррекционно – педагогического воздействия, как логопедический массаж, к сожалению, встречается редко. И напрасно, ведь такой активный метод механического воздействия изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.(2, с.5). Являясь, по сути, медицинской процедурой, он часто сопровождается неприятными ощущениями, может вызывать отрицательные эмоции у детей (2, с.25). В связи с этим процесс логопедического массажа рекомендуется сопровождать тихой музыкой с медленным, плавным ритмом, способствующим расслаблению мышц (2, с. 31). Использовать стихи во время коррекционно – логопедической работы рекомендуют О.И. Крупенчук и Т.А Воробьёва (3, с. 5), поскольку ритм стихотворной речи даёт возможность войти в ритм движения, способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывает правильный ритм дыхания, развивает речеслуховую память.
Накопленный практический опыт позволяет утверждать, что сопровождение логопедического массажа стихами способствует восприятию его ребенком как увлекательного путешествия, встречи со сказочным персонажем, а не как неприятной медицинской процедуры. Кроме того, чтение стихов во время логопедического массажа позволяет:
- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа и поддерживать его на протяжении всего занятия, поскольку стихи – наиболее удобная и доступная форма активного общения с ребёнком;
- отвлекать ребёнка выразительностью чтения и интересным сюжетом стихотворения от неприятных ощущений, вызываемых массажем языка и мышц артикуляционного аппарата;
- формировать положительный эмоциональный настрой у ребёнка;
- развивать у детей в процессе занятия слуховое внимание, память;
- обогащать словарный запас посредством художественного слова, формировать правильную, выразительную речь;
- поддерживать необходимый темп массажа.
Перечисленные преимущества могут быть существенно усилены правильным подбором стихов.
-
Стихи по смыслу должны соответствовать выполняемым действиям: поглаживанию (поверхностному, глубокому обхватывающему, граблеобразному), растиранию, разминанию, вибрации и поколачиванию, плотному нажатию и другим приёмам массажа, что позволит ребёнку ощутить себя полноправным участником декламируемого действа, активно включиться в предлагаемую логопедом игру.
-
Необходимо подбирать яркий, запоминающийся сюжет, а для детей младшего и среднего возраста – знакомого, любимого персонажа, что повысит их интерес к происходящему, будет способствовать стремлению к последующим занятиям.
-
Важно подбирать стихи с учётом возрастных особенностей детей. Они должны быть лёгкими для восприятия и понятными. Так, для детей младшего и среднего возраста лучше подойдут стихи о животных (зайчик, рыбка и т.п.), природных явлениях (дождь, ветер и т.п.), или временах года; для детей старшего возраста – стихи, объединённые общей темой, обладающие более глубоким смыслом, раскрывающие знакомые им действия. Некоторые стихотворения могут быть рекомендованы для мальчиков (про машины или технику) или девочек (про цветы, кукол и т.п.).
-
Подбор стихов зависит от состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата ребёнка, определяемого путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Направленных на верхнюю половину туловища, шею, мимические, артикуляционные мышцы.
-
При обнаружении у ребёнка повышенного мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж. При этом чтение стихов должно быть приглушённым, нараспев, желательно с преобладанием глухих согласных (ф,фь, с, сь, ш, п, пь, т, ть, к, кь, х, хь, ц. ч, щ). Например, как в стихотворении А.Усачёва «Ёлочка»:
Выбрал папа ёлочку
Самую пушистую,
Самую пушистую,
Самую душистую…
Ёлочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!
-
Активизирующий массаж используется при пониженном мышечном тонусе и сопровождается умеренно громким, чётким, ритмичным чтением стихов, желательно с преобладанием сонорных (й, м, мь, н, нь,л, ль, р, рь) и звонких согласных (в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь). Например, как в стихотворении А. Барто «Барабан»:
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад…
Важно во время сеанса быть внимательным к ребёнку, уметь правильно оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру и в случае необходимости вовремя скорректировать свои действия.
-
Во время массажа стихи должны проговариваться выразительно. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение ребёнка. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие (4).
Приведённые рекомендации могут быть полезны учителям – логопедам и дефектологам дошкольных образовательных организаций, имеющим сертифицированный допуск, обладающим знаниями анатомии речевого аппарата, топографии мышц, сосудов, нервов, показаний и противопоказаний к выполнению массажа и владеть основными приёмами массажа.
Ниже приведён комплекс классических приёмов для массажа лица при чтении стихотворения С. Маршака «Мяч».
Мой весёлый звонкий мяч,
Ритмичное поглаживание лба от середины к вискам
Ты куда пустился вскачь?
Ритмичное поглаживание от переносицы к вискам.
Желтый, красный, голубой,
Ритмичное поглаживание от крыльев носа к ушам.
Не угнаться за тобой.
Ритмичное поглаживание от подбородка к мочкам ушей.
Я тебя ладонью хлопал,
Пощипывающие движения лба от середины к вискам.
Ты скакал и звонко топал,
Пощипывающие движения щек от переносицы к вискам.
Ты пятнадцать раз подряд
Пощипывающие движения щек от крыльев носа к ушам.
Прыгал в угол и назад.
Пощипывающие движения скул от подбородка к мочкам ушей.
А потом ты покатился
Спиралевидные движения от переносицы к вискам.
Покатился в огород,
Спиралевидные движения от крыльев носа к ушам.
Докатился до ворот.
Спиралевидные движения от подбородка к мочкам ушей.
Подкатился под ворота,
Зигзагообразные движения от переносицы к вискам.
Там попал под колесо,
Зигзагообразные движения от крыльев носа к ушам.
Лопнул, хлопнул, вот и всё.
Лёгкие похлопывания по поверхности лица.
Для комплекса логопедического массажа, нормализующего мышечный тонус мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при паретическом синдроме по системе Е.Ф. Архиповой (1, с. 81 - 96), автором предлагается стихотворение «Зайка».
Массаж лба
Утром солнышко встаёт,
Свет на нас лучами льёт.
Поглаживание лба от середины к вискам.
Просыпайся, детвора,
Разминание лба от середины к вискам.
Звери, птицы и трава.
Растирание лба от середины к вискам.
Встала вся лужайка
Растирание лба от бровей к волосистой части головы.
И весёлый зайка.
Точечное постукивание от середины лба к вискам.
Массаж щёк
Очень он старается –
Лапкой умывается.
Вращательное поглаживающие движения по поверхности щек.
Чтобы быть в порядке,
Делает зарядку.
Вращательные, спиралевидные движения от мочки уха к носу по щеке и от носа к мочке уха.
Массаж скуловой мышцы
Пора зайке в огород,
Где морковь его растёт.
Поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.
Он её водой польёт,
Спиралевидные движения от середины подбородка к мочке уха.
Сорняки все уберёт.
Пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочке уха.
Массаж губ
Переделал все дела –
И теперь играть пора.
Поглаживание губ от середины к уголкам.
На полянку он идёт.
Разминание губ от середины уголкам.
Там его бельчонок ждёт.
Пощипывание губ от середины к уголкам.
Вместе они прыгают,
Точечное постукивание губ от середины к уголкам.
Лапочками дрыгают.
Точечное проминание против часовой стрелки круговой мышцы рта.
Бельчонок убегает –
Зайка догоняет.
Похлопывание губ от середины к уголкам и обратно.
Массаж языка
Устали резвиться,
Пора и подкрепиться.
Поглаживание продольных мышц языка от корня к его кончику.
Зайка ест капусту
С громким сочным хрустом.
Ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.
Вот набил он полный рот
Точечное проминание языка от корня к кончику и по боковым его краям.
И погладил свой живот.
Поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику.
Чтобы не поправиться,
Зайка разминается.
Разминание языка.
Для детей старшего возраста составлен комплекс логопедического массажа по нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата при чтении стихотворения югорского поэта Н. Вторушина «Нарисую».
Массаж лба
Нарисую, нарисую
Поглаживание лба от середины к вискам.
Дед Мороза на холсте
Точечное постукивание лба от середины к вискам.
Массаж щек
И снежинки пусть сверкают
Круговое точечное постукивание по щекам.
У него на бороде.
Поглаживание скул от подбородка к мочкам ушей.
Массаж губ
Нарисую снег и тройку,
Спиралевидные движения по верхней губе от середины к уголкам рта.
Шапку, валенки, тулуп.
Спиралевидные движения по нижней губе от середины к уголкам рта.
Пусть он едет к нам на ёлку
Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от середины к уголкам рта.
И зажжёт огни вокруг.
Поглаживание верхней и нижней губы указательным и средним пальцами от уголков к середине рта.
Массаж языка
Нарисую для подарков
Поглаживание языка от корня к кончику (большой палец снизу, указательный сверху).
Вот «такенный» вот мешок,
Поглаживание языка от середины к краям (большой палец снизу, указательный сверху).
Чтоб голодный волк Нахалков
Пощипывание боковых краёв языка.
В лес его не уволок.
Пощипывание с проминанием боковых краёв языка.
Нарисую папу, маму,
Поглаживание языка от кончика к корню (большой палец снизу, указательный сверху).
Вот картина – высший класс!
Постукивание указательным пальцем по языку от корня к кончику (большой палец под языком).
Подберу получше раму
Поглаживание боковых краёв языка.
И поставлю напоказ.
Поглаживание языка от корня к кончику.
Для детей младшего возраста разработан комплекс упражнений логопедического массажа языка с пассивной артикуляционной гимнастикой на сказку – пьесу в стихах «Кошкин дом».
Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Продольное поглаживание языка указательным пальцем от корня к кончику.
Загорелся кошкин дом!
Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вниз.
Идёт дым столбом!
Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вверх.
Кошка выскочила,
Указательными и большими пальцами тянуть язык за кончик вперёд.
Глаза выпучила.
Указательными и большими пальцами покачать язык из стороны в сторону.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом.
Вытянуть язык и прижать сначала к верхней, а потом к нижней губе.
А лошадка - с фонарём.
Большим и указательным пальцами погладит боковые края языка.
А собачка – с помелом,
Серый заюшка с листом,
Поглаживание с надавливанием от корня языка к кончику (большой палец снизу, указательный сверху) слева, потом справа.
Раз! Раз! Раз! Раз!
Поглаживание указательным пальцем снизу вверх подъязычной уздечки с растягиванием её.
И огонь погас!
Указательными и большими пальцами потянуть язык за кончик вперёд.
Список использованной литературы
-
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.,Владимир, 2008.
-
Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. 2 – е изд., испр. М.. 2005.
-
Крупенчук О.И.,Воробьёва Т.А.Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.СПб.. 2010.
|