Тема урока: «Человек на планете людей (по сказке для взрослых «Маленький принц»)»
Цель: создать условия для чтения и анализа сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.
Планируемые результаты:
предметные: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана Сент-Экзюпери, организовать работу по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Ресурсы сети Интернет:
Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Учитель:
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Мотивация к учебной деятельности
личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
О чем это стихотворение?
Умеете ли вы жить в мире с другими людьми?
Какие надо соблюдать правила?
Именно об этом мы говорим сегодня
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Все ли люди в мире согласятся с вами?
Какие произведения на эту тему вы знаете?
Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сегодня собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц
Как мы можем побеседовать с французом? С его книгой?
Как узнать его мнение?
Каковы задачи нашего урока?
Формулируют задачи:
узнать о жизни и творчестве писателя, при помощи анализа найти ответ на вопрос: «Как должен жить человек среди других на планете?»
Основной этап.
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1.Учитель знакомит учеников с биографией Экзюпери. На фоне фильма.
Самое важное записывают в тетрадь.
2. Викторина
(презентация)
Отвечают на вопросы. Накапливают +
3.Работа в группах над произведением Экзюпери «Маленький принц»
Ученики делятся на группы, выбирают из каждой главы фразы-символы, делают вывод.
- эпиграф к произведению
кому посвящена книга?
отвечают, проверяют по слайду
- сказка или быль?
приводят доводы «за» и «против»
Подведение итогов
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- На все ли вопросы у вас есть ответы теперь, после такого подробного изучения сказки?
- В чем необычность и своеобразие художественного мира, пространства и времени, художественных образов этого произведения?
- Какие уроки Маленького принца вы усвоили? Чему он нас научил? (обсуждение основополагающего и проблемных вопросов)
Обсуждение высказавания автора: «Я писал ,чтобы сказать моему поколению :вы обитатели одной планеты , одного корабля…»
(Автор устами своего маленького героя взывает к голосу сердца каждого человека, но он не навязывает читателю готовых рецептов жизни, его мудрая сказка -- приглашение к размышлению: о любви и дружбе, об ответственности и человеческих пороках, о достижениях цивилизации и экологических проблемах, о необходимости планетарного мышления.)
Рефлексия
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: саморегуляция;
- Как вы оцениваете работу группы и свое личное участие?
- Что бы вы пожелали себе и людям планеты Земля?
Ученики записывают свои пожелания на звездочках, заранее вырезанных и розданных им учителем. Затем эти звёздочки с пожеланиями прикрепляют к Карте путешествия Маленького принца
Домашнее задание
Составить синквейн по теме урока
1. Сообщение об авторе.
Антуан Сент-Экзюпери. Необычна была судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.
Он был летчиком. 6500 часов провел Антуан Сент-Экзюпери в самолетах - 10 месяцев дневного и ночного полета, жизни в небе.
Он говорил:
- Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.
Он поверял это лучшим друзьям, словно самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как он произносил «Я из моего детства», люди понимали, что этим он объясняет — и самому себе, и всем, кого любит, — почему разумным советам он так часто предпочитает решение, на взгляд многих, почти безрассудные.
Он шел по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.
«Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза. Тореадоры мне не по душе. Я не люблю опасностей. Я люблю жизнь...,» - писал он.
В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию:
«Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, который попадает в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники». Не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью все мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую в постели по ночам».
Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил над мертвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
- Лежа в снегу я тебя видел, но ты меня не замечал, - сказал потом чудом спасшийся Гийоме.
- Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?
- Кто еще решился бы летать так низко в этих горах? - ответил Гийоме.
Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. 1-я из них произошла во время народного гуляния в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», успел подумать он и нашел в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.
Как-то ему передали слова полубезумной старухи: «Боги уже слишком стары, и теперь я должна заботиться о мире».
Как близка была ему мудрость этих слов.
Перед концом жизни он вложил их в уста одному из своих любимых героев, вождю берберского племени: «Сердце мое обременено тяжестью всего мира, словно на меня легла забота о нем».
Сент-Экзюпери сотни раз встречался с опасностью, но когда справедливости можно было достигнуть другими путями, это доставляло ему огромную радость. Много лет без надежды томился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Сент-Экзюпери выкупил Барка и помог ему уехать на родину – к жене, к детям.
Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель и отдал последние деньги.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
- В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Сент-Экзюпери дружил, - рассказывает биограф писателя Марсель Мито.
- В чем дело? - спросил Антуан, склоняясь над малышкой.
Вместо плачущей девочки ответила мать:
- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?
- Право не знаю, мадам! - с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас же перестала плакать.
На следующий день он пришел на ферму с маленьким зонтиком.
Может быть, ему вспомнилось и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал:
«Маленькая девочка в слезах. Эту девочку нужно утешить. Только тогда в мире порядок».
Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
Ему принадлежало много взрослых изобретений, но прыгающими мыльными пузырями он гордился больше, чем всеми другими открытиями.
В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к рождеству, в тот 1942 г. рождественский подарок был особенно необходим людям, - подходил к окну и отсюда, с 15 этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты.
Иногда его подхватывал ветер и уносил вверх, к звездам.
Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шел ребенок и бережно нес вертолет. Антуан сразу узнал творение своих рук.
Собственно, вся его жизнь протекала, как один долгий-долгий полет из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребенком, к той маленькой звездочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.
2. Викторина
1. Кто автор повести «Маленький принц»?
Антуан де Сент Экзюпери
2. Назовите планету, на которой жил Маленький принц.
астероид Б-612
3. Самая большая угроза для планеты Маленького принца - это...
баобабы
4. Какой цветок выращивал Маленький принц?
розу
5. Кто жил на шестой планете?
географ
6. О чем Маленького принца просил Лис?
приручить его
7. Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?
Зорко лишь одно сердце.
8. Каким министром Король предлагал назначить Маленького принца у себя на планете?
Министром правосудия
9. Что считал деловой человек, живший на четвертой планете?
звезды
10. Кто помог Маленькому принцу вернуться домой?
змея
3. Работа в группах.
символика.
Iгруппа: Планета Маленького принца. (
(Астероид Б-612)
Символика:
баобабы – зло
роза–любовь, нежность
«Есть такое правило, - сказал мне после Маленький принц.- Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Почему принц покидает свою планету?
1)Ему очень не хватает друга.
2)«Надо же найти себе занятие и поучиться чему-нибудь»
3)Сложные отношения с Розой.
IIгруппа: Планета Короля
Короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди подданные.
-Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинять трагедию, или обернуться чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват- он или я?
-Вы ваше величество,- ни минуты не колеблясь, ответил
Маленький принц.
ВЫВОД, ОПЫТ: С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной.
IIIгруппа: Планета честолюбца
-Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
-Да ведь на твоей планете больше и нет никого.
-Доставь удовольствие. Всё равно восхищайся мной.
Словарная работа со словом тщеславие.
ВЫВОД: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы. Им никто не нужен.
IV группа: Планета пьяницы
Бессмысленная жизнь, глух ко всему. Когда пьешь, теряешь ощущение жизни, все ее радости, умираешь нравственно.
-Что ты делаешь? - спросил Маленький принц.
-Пью,- мрачно ответил пьяница.
-Зачем?
-Чтобы забыть, что мне совестно,- признался пьяница.
-Отчего тебе совестно?
-Совестно пить
.
Vгруппа. – Планета делового человека.
Бессмысленная деятельность. Заработать, чтобы зарабатывать ещё больше. Рассуждает, как пьяница.
«Мне мечтать некогда, я человек серьезный».
Бессмысленное существование. Нет цели, что-то меняющей. Бездуховное существование это не жизнь.
VIгруппа. – Планета Фонарщика.
Человек долга, держит слово, вызывает симпатию. Но он сам не понимает, не видит смысла своей работы. Главное слово «надо».
VIIгруппа «Принц на планете географии»
Впервые принц пожалел о Розе, узнает о существовании Земли.
VIIIгруппа Планета Земля
«Приручить – это значит создать узы».
«Где-то там живёт мой цветок…Но если барашек его съест, это всё равно, как если бы все звёзды разом погасли.»
«Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь
ВЫВОД: На планете Земля Маленький принц находит друга (автора), Лиса. Понимаем смысл слов любовь, дружба, ответственность.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».