Официальный сайт welinux 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нетрадиционная техника рисования - монотипия. Развитие воображения и фантазии ребенка с помощью техники монотипии.

Фото пользователя Елена Валерьевна Травянская
Размещено: Елена Валерьевна Травянская - пт, 21/11/2014 - 00:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Травянская Е.В.
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №42", Гатчинский район, воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Нетрадиционные техники рисования. Развитие воображения и фантазии ребенка с помощью техники монотипии.</p>

     Монотипия - это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: "моно" - один, "типос" - отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения - это проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. Можно использовать эту технику с маленькими детьми, а также с людьми в любом возрасте, особенно с теми, которые на уровне панической атаки боятся рисовать. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что ребенок прижимает к груди свой рисунок и уносит домой.

  

     

   

     Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями), а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна "познакомятся друг с другом", т.е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины), кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист  несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!

                                

   

        Другой момент - как мы работаем с этими отпечатками?!

    После их высыхания с ними играем: - рассматриваем (все - "удачные" и "неудачные"), представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, пастелью, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, "удачные"таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. "Неудачные" отпечатки - могут служить для аппликации. 

   Каким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию? Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как   кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.

                                      

                                                    

 

     Впервые использование  техники каракуль предложил  Дональд Вудс Винникотт (ru.wikipedia.org). Он детский врач, психоаналитик, работал с детьми. Основная идея его книги "Игра и реальность", заключается в том, что есть некое пространство реальности и пространство игры. И человек в своем развитии плавно переселяется из одного пространства в другое. То есть ребенок целиком и полностью находится на той территории, где есть  условная граница - игра. И чем старше он становится, тем ближе эта граница. Подросток - это пограничник, одна нога в игре, другая уже здесь, в реальности. Человек взрослеет и уходит из игры в эту реальность. И это плохо. Д.Винникотт предположил (метафора), что между игрой и реальностью не четкая граница - "в школу пошёл, игра закончилась!". Это великая неправда. Играют и взрослые, только они это иначе называют.

     Есть большая пограничная область, где смешиваются игра и реальность. Эта область называется творчество.  Это то, где игра и реальность перемешались. Это метафора помогающая жить. Поэтому игра - это ресурс, а творчество - это всегда ресурс. Это -  право не уметь, не знать, не понимать, не хотеть и т.д.  Или наоборот - хотеть нелепого,  что не положено и т.д. То есть это  свобода, которая целебна сама по себе.

   Работа с каракулями  это  один из вариантов - как ребенка "подтащить" на эту территорию, которая общая, и  взрослого, который забыл эту игру напрочь. Чтобы "затащить" на эту территорию, нужно, как бы, сознательно "вздурить" ему голову, хотя бы ненадолго.

     Идея родилась с того, что очень многие люди, когда они о чем-то очень глубинно задумались, или, они находятся где-то физически, а психологически в этом месте не находятся, то в этот момент все что-нибудь "чирикают" (какое-то внутреннее беспокойство). В основном это каракули.

     А если попросить нарисовать каракули?! Что, если человеку серьезно предложить заняться бессмысленным видом деятельности, абсолютно бессмысленным. Как правило, появляется сильнейшая растерянность, такое очень двойственное ощущение. Одна какая-то часть "вопит", в буквальным смысле слова - "Ты на что тратишь время? Как тебе не стыдно?" И т.п.. А вторая, какая-то часть, у нее  более слабый голос, и она не вопит, а выступает - "Ну, мне же так хорошо, так приятно".

     Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод  работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный  и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, в какой-то момент, как говорят, стал «замороженным», немножко "деревянным", когда рациональность излишне взяла верх в жизни и не хватает как раз мягкости, умения восстанавливать близость с самим собой и с другими людьми. Техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик, и не только у ребенка.

 (фото детских работ прилагаются в аттестационной папке и в ближайшее время будут добавлены)                                                                                                                                                       

 

     Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Если вы посмотрите на рисунки, то вы увидите -  мы не учимся рисовать. Эта техника предназначена для работы с самим собой. Поэтому, не стоит вопрос о том, что ребенок должен что-то знать о художественном ремесле, он может абсолютно не дружить ни с кисточкой, ни с красками, ни с карандашами. Но тем не менее эффект будет!

    Все дело в нашем мозге, а точнее в его левом и правом полушарии. Левая - символьно-аналитическая, отрабатывающая информацию часть мозга. Правая же - образно чувствует.

      Проблема современного человека - потеря вкуса интереса к жизни. И вроде бы человеку хорошо, тем не менее, он говорит:  -"Мне скучно, не интересно, я ничего не хочу". Наша жизнь станет ярче, вкуснее и интереснее, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличивает активность правого полушария мозга. Эти навыки остаются с нами надолго. Если когда-то в детстве мы правым полушарием освоили родной язык, держать ложку, плавание, катание на велосипеде, то эти навыки остаются с нами навсегда. Вспомните, как вы учили иностранные языки пять лет в школе, потом в институте, но кто говорит на этом языке? Поэтому, те навыки, которые получены через правое полушарие, это то, что с нами навсегда осталось. Организм человека правым полушарием готов к очень большим нагрузкам и он очень быстро восстанавливается. Если ребенок устал, если у него стресс или он расстроен, достаточно позаниматься правым полушарием, т.е. отвлечься, и он забывает об усталости и неприятностях.

      Возьмите белую  бумагу, кисть, краски, затем посмотрите и создайте некоторую, совершенно неопределенную палитру. Затем подумайте, какую деталь добавить, чтобы конкретизировать, позволить прочитать этот образ. Достаточно несколько мазков, для того, чтобы завершить. Это не картина - это впечатление от какой-то натуры. И это будет, как раз, работа правого полушария. Вот это и есть ключ  к открытию творческого начала. 

   


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн