Так что же должно измениться?
Чтобы ответить на этот вопрос, члены группы определили основные направления своей работы, цели и задачи, отразив в документе Положение о рабочей группе.
Итак, основная цель нашей работы: «Обеспечение системного подхода к введению ФГОС в старшей школе». С чего начинать? С планирования! И всеобщими усилиями создали еще один документ Дорожная карта. Хороший документ. Он должен был регламентировать работу по апробации ФГОС СОО в условиях малочисленной школы. Мы пробовали внести изменения в нормативно – правовую базу, организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС. Но что менять в должностных обязанностях учителя, классного руководителя пока оставалось непонятным. Почему снова необходимо было разрабатывать рабочие программы по предметам, по внеурочной деятельности? И, конечно, вопрос всех вопросов внутришкольный мониторинг качества образования. Два года назад это были сплошные вопросы. Да и сейчас однозначных ответов на эти вопросы мы не получили.
Итак, целью ставили апробацию ФГОС СОО. На самом деле ничего не апробировали, а активно вели подготовительную работу. Причем работа была бессистемная. Пытались только вникнуть, для чего делаем то одно, то другое. Несмотря на то, что с нами непрерывно работали координаторы КК ИПК ПП РО, приглашая на краевые семинары, приглашая использовать дистанционный ресурс http://moodle.kipk.ru/.
Но, вывод все-таки был сделан. И задачи на следующий год сформулированы на уровне муниципальной команды: создание условий для самоопределения старшеклассников и создание пространства для реализации индивидуальной образовательной программы.
А вот школьный план работы на период с 2013 – 2014 уч. г. реализовывал совсем другую цель. И был направлен на изучение раздела стандарта «Требования к результатам». Работали ли мы сообща с муниципальной командой? Да! Все материалы, которые мы разрабатывали, направлены были для реализации целей муниципалитета и края. Почему же наш план был другой? Мы попытались отвечать на вопросы: что должно измениться в учебной деятельности, во внеурочной деятельности, какое предназначение учебного проекта в формировании УУД? Но в итоге работу не довели до конца, конечного продукта: «Программа формирования УУД на ступени старшей школы» не получили. Была ли необходима эта работа? Конечно! Ведь понять мы должны были главное: работа в команде – это совместное решение и реализация общих целей и задач.
Вывод: планирование муниципальной команды и школьной должно быть единым.
Что получилось сделать?
Провести переговорную площадку с учащимися и родителями 10-х классов, завести Лист отслеживания запросов и интересов. Наполнить учебный план предметами по запросу старшеклассников (элективные курсы «Алгебра+», «Физические эксперименты», «Деловой русский язык»). Предложили реализовать проект «От истоков научной мысли и теории – к изучению составных частей исследовательской деятельности». Организовать защиту исследовательской работы: «Как влияет сотовый телефон на человека?» в секции «Естественные науки и современный мир, медицина и здоровье» десятиклассниками.
Но это пока все подготовка. К чему? Чего не получили?
Как организовать профессиональные пробы, социальные практики для старшеклассников?! Что должно измениться в деятельности учителя на уроке?! Как обеспечить 100% -го участия учащихся в проектной, исследовательской деятельности?! Аналитический отчет за 2012-2014 годы.
Одно из направлений ФГОС СОО: обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования, реализуется в нашей школе через организацию дистанционного обучения физике в 10 – 11 классах. Для этого в школу поступило необходимое техническое оборудование.
Перечень технических средств обучения
№
|
Наименование средств технического обеспечения
|
Необходимое количество
|
Примечание
|
Средняя школа
|
Количество
|
Имеется или не имеется в наличии
|
1
|
Интерактивная мультитач доска со встроенным ультракороткофокусным проектором
|
Д
|
1
|
+
|
|
2
|
Двухплатформенный портативный программно – технический комплекс
|
К
|
9
|
+
|
|
3
|
Вебкамера
|
К
|
9
|
+
|
|
4
|
Наушники с микрофоном закрытого типа
|
К
|
9
|
+
|
|
5
|
Сканер планшетный А4
|
Ф
|
2
|
+
|
|
6
|
Графический планшет
|
Ф
|
3
|
+
|
|
7
|
Акустическая система 5.1
|
Д
|
1
|
+
|
|
8
|
Многофункциональное устройство А4 сетевое (ч/б в комплекте со стартовым картриджем)
|
Д
|
1
|
+
|
|
9
|
Шкаф серверный, напольный
|
Д
|
1
|
+
|
|
10
|
Упрвляемый по Web – интерфейсу коммутатор 2-го уровня на 24 порта
|
Д
|
1
|
+
|
|
11
|
Точка беспроводного доступа к Интернет (Wi -Fi)
|
Д
|
1
|
+
|
|
12
|
Сервер с клавиатурой и мышью, ЖК монитором
|
Д
|
1
|
+
|
|
13
|
Источник бесперебойного питания
|
Д
|
1
|
+
|
|
14
|
Документ камера с программным обеспечением для работы документ камеры на русском языке
|
Д
|
1
|
+
|
|
Выход в Интернет, скорость 4 Мбит/с, пакет прикладных программ.
Информационно – образовательная среда обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Видеоролик о дистанционном обучении по физике.
Говорить о высоком качестве обучения при использовании дистанционных технологий пока рано, но первые итоги уже можно подводить. Во-первых, на уроках системно используются цифровые образовательные ресурсы, во – вторых, лабораторные работы проводятся по плану. Используются не только виртуальные лабораторные, но и используется лабораторно – практическое оборудование школы. Учитель имеет возможность работать с каждым индивидуально, используя ноутбуки и различное программное обеспечение, индивидуально организовывать тестовые, проверочные и контрольные работы. На уроке ребята громко и четко дают ответы на поставленные вопросы. Ответы учащихся должны быть обоснованными, полными. Учитель организует индивидуальные консультации (один на один), которые могут проходит в любое удобное время для ученика и учителя. У учащихся повысился уровень ИКТ – компетентности. А это уже веление времени.
Работу в новом учебном году выстраиваем заново. Поэтому уточнили членов рабочей группы Состав школьной рабочей группы с октября 2014-2015 уч.г.
При квалифицированной поддержке муниципального координатора, умелом руководстве нам многое удалось сделать. Связь держим как очно, так и на расстоянии, используя сетевой ресурс http://mmc24443.smartlearn.ru/course/view.php?id=36.
Разработали и утвердили План подготовки к введению ФГОС СОО на 2014-2015 уч.г. В основе разработки плана лежит проектный подход, в котором заложены изменения в модели обучения в старшей школе: создать условия для выполнения индивидуального учебного проекта; организовать профессиональные пробы в рамках одной профессии – профессии учитель; организовать методическую работу по подготовке введения ФГОС СОО.
Мы провели переговорную площадку в 10 классах на основании разработанного Положение о переговорной площадке.
Результатом переговорной площадки стало составление ИОП учащимися 10 класса.
Первые выводы: можно составить циклограмму работы в школе. Необходимо подтягивать нормативно-правовую базу, методическое сопровождение педагогов. В планировании осуществлять проектный подход. Ставить реальные выполнимые задачи. Мы считаем, что это нам удалось. В, целом, план выполним. И определенные шаги были выполнены.
Наша команда может мобильно решать поставленные задач (Сравнительный анализ деятельности рабочих групп координатора муниципальной команды, в котором наша команда занимает достойное место).
Что необходимо обязательно довести до конца?
Реализовать в текущем году Программа профессиональной пробы педагогической направленности.
Внести изменения в должностные инструкции классного руководителя, разработать положение о руководителе проектной деятельности.
Реализовать Оргпроект "Организация социальной практики для старшеклассников по направлению «человек – художественный образ» через выполнение творческого проекта" на муниципальном уровне.
Вывод: планирование муниципальной и школьной команды должно быть единым. Планы не должны противоречить друг другу, а должны дополнять друг друга. Не надо много мероприятий выносить на уровень школы, больше работать на уровне класса. Поэтому классный руководитель должен быть думающим, мобильным, творческим человеком. Быть членом команды.
Мы не первый год работаем по подготовке к введению ФГОС СОО. И только теперь мы стали понимать в широком смысле слова фразу «работать в команде».
Хочется завершить свой анализ словами, взятыми на сайте: «Центр креативных идей и разработок» http://x-creative.com/unmain/work.htm
«Если вы можете быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы и хорошо контактируете практически с любым коллегой, абстрагируясь от личных симпатий. Если вы можете принимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Если лозунг "Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам" вам не подходит и вы умеете делегировать полномочия. И, наконец, если вы можете сдержать свои амбиции и с удовольствием приходить на помощь коллегам, оставаясь в тени, поздравляем – вы умеете работать в команде!»
|