Проектная деятельность младших школьников как средство развития творческих способностей учащихся. (Проект «Книга осени»)
Краткосрочный проект (длительность проекта 1 месяц, 10 часов).
Объект создания:
Книга школьных сочинений «Книга осени».
Практическая направленность: Подарить книгу школьной библиотеке.
Актуальность.
Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников. Структура должна быть направлена на личную самореализацию каждого ребёнка. Обучение организованное таким образом - основной источник рефлексивного теоретического мышления. Развитие самостоятельного творческого мышления требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика. При использовании проекторного метода мыслительная деятельность на уроке создаёт условия для развития всех психических процессов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования. Этот метод соответствует современным требованиям к обучению.
Следовательно, проектная деятельность и проект «Книга осени» в частности призван решать эти проблемы.
Перед началом работы мной были поставлены методические и практические цели.
Цели:
Методические
• Создание условий для обучения учащихся приемам устной и письменной речи на разных этапах учебной деятельности.
• Развитие творческих способностей учащихся в условиях групповой формы работы.
• Воспитание умение общаться в коллективе.
• Воспитание любви к родине
Практические
• Создание книги сочинений учащихся об осени, основанных на их личных наблюдениях.
• Освоение приёмами работы с шаблонами и вырезания по линии отметки.
Определены основныепринципы проекта «Книга осени»:
•-гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребёнку как к самоценности;
•-духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных норм морали;
•-демократизма, означающего учителя и учеников, способных эффективно работать и жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве;
•-патриотизма, предполагающего освоение и приумножение национальной культуры и воспитании любви к родной природе.;
•-толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
•-индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает возможность проявления своих индивидуальных особенностей способностей в полной мере.
Основные методы применяемые при реализации проекта:
Видеометод, наглядный, словесный.
Формыработы над проектом:
Занятия, уроки и экскурсии (просмотр, прослушивание, диспут, выполнение творческих заданий, практические работы).
Ожидаемые результаты: Выпуск учениками класса книги изготовленной своими руками и совместными усилиями.
Сроки реализации проекта «Книга осени» с 14.10 по 20.11.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Теоретический блок
Методический блок
Приемы иметоды обучения речи
Приемы и методы успеха обучения
Формы организации деятельности
Практический блок
Стандартные уроки
Использование ИКТ
Внеклассные мероприятия
Теоретический блок
Диагностический этап
№
Наименование деятельности
сроки
1.
Тестирование (тест Кафа и Де Хаана )
с 14. по 20.10.
2.
Диагностические выводы
21.10, 22.10.
Подготовительный этап.
№
Наименование деятельности
Сроки
Форма проведения
1.
Обсуждение содержания и внешнего вида книги.
24.10.
Классный час.
Групповая работа.
2.
Организация работы мастерских.
Изготовление листов книги.
Художественное оформление листов книги.
29.10.
13.11.
Урок труда.
(см. приложение 4)
Урок ИЗО.
(см. приложение 5)
Групповая работа.
3.
Работа над пополнением словарного запаса учащихся и правильным употреблением в их речи художественных средств языка.
5.11, 8.11.
Уроки русского языка.
(см. приложение 3)
Групповая работа.
Основной этап
№
Наименование деятельности
Сроки
Форма проведения
1.
Составление плана сочинения. Написание сочинения (орфография).
Редактирование.
11.11.
12.11
Урок русского языка. Групповая работа.
2.
Соединение отдельных элементов в книгу.
14.11.
Урок труда. Групповая работа.
Результативный этап.
№
Наименование деятельности
Сроки
Форма проведения
1.
Праздник «Прощай Осень». Презентация книги.
Отзывы о книге родителей, учащихся.
Подарок в библиотеку.
20.11.
Внеклассная работа.
КТД
Урок развитие речи, русский язык(подготовительный этап).
Тема: Сочинение описание (подготовительный этап).
Цели:
1 Пополнение словарного запаса.
2 Развитие речи и творческих способностей учащихся.
3 Воспитание коллективизма.
Оборудование: DVD диск с фотографиями и музыкой А. Вивальди, телевизор, DVD проигрыватель, плакат с алгоритмом работы, иллюстрации для книги, карточки с набором слов, осенняя шкатулка, плакат с изображением дерева с отрывными листочками, клей.
Ход урока.
1. Организационный момент. Распределение ролей в группах.
(организатор, писарь, мастеровой (работа с клеем), оратор, казначей).
2. Просмотр видеофильма об осени.
Вопросы после просмотра фильма:
- Понравился ли вам фрагмент фильма?
- Зачем мы его посмотрели?
- С помощью чего автор фильма передал красоту осени?
- Помогала ли музыка просмотру осенних картинок?
- Что вы услышали в звуках музыки?
- Назовите профессии людей, которые рассказали нам об осени?
- А как мы можем рассказать об этом прекрасном времени года?
- Так чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Мы будем готовиться к написанию сочинений для книги.)
- Какую работу мы уже проделали?
Сегодня мы будем набирать слова, которые нам помогут написать сочинение.
3. Работа по теме.
1 Подбор слов предметов.
Какие явления природы мы можем наблюдать осенью?
На доске появляется слово осень.
( Дети набирают в копилку слова обозначающие предметы).
ВЕТЕР, ДЕНЬ, НЕБО, ТУЧИ, ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ, ГРИБЫ, ЯГОДЫ
Учитель показывает детям шкатулку.
- В неё мы будем собирать драгоценные осенние слова. Сколько слов появится на доске, столько листочков упадёт с нашего волшебного дерева в нашу шкатулку. А собирать слова драгоценности будет казначей.
(Учитель назначает казначея).
- На какие вопросы отвечают все эти слова?
- В ваших командах на столах лежат по одной карточке, на которой напечатано слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопрос что. Озвучьте свои слова.
ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ, ТУЧИ, ВЕТЕР, ДОЖДЬ
Учитель озвучивает своё слово ОСЕНЬ.
2 Подбор слов действий.
- Подберите к этому осеннему предмету слова, которые отвечают на вопрос что делает? Что сделает?
- Но прежде чем вы приступите к выполнению задания в командах помогите мне справиться со своим.
Мне предложили слова, которые отвечают на вопрос что делает? Что сделает? Помогите мне выбрать подходящие.
Детям предложен набор слов ПРИШЛА, ПЛАЧЕТ, КОРМИТ, ПЫХТИТ.
(Учитель приклеивает выбранные слова к карточке слова предмета).
За лёгким ветерком накинулся на деревце холодный ураган. Согнулось деревце до земли. Полетели разноцветные листики по ветру, закружились и тихо опустились на стулья.
3 Подбор слов признаков.
- Без каких слов, ребята, предложения получаются унылыми и бесцветными?
Без прилагательных.
- На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают?
- Подберите подходящие к вашему предмету слова и приклейте их с другой стороны.
После выполнения работы дети озвучивают получившийся результат и доказывают правильность подобранных слов.
- Есть ли у вас свои варианты ответов?
(Одновременно с детьми учитель приклеивает к своей карточке слова, допуская при выполнении работы ошибку).
ОСЕНЬ – (КАКАЯ?) ХОЛОДНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ДЕРЕВЯННАЯ.
- Ребята, а я тоже выполнила это задание. Вот что у меня получилось.
Дети проверяют результат работы и ищут ошибочное слово.
4 Составление предложений из слов каждой тематической группы.
- Ребята, составьте предложения из имеющихся слов.
(Дети советуются в группах и озвучивают свои предложения).
5 Чтение стихов об осени:
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик. На столах в каждой команде лежит печатный вариант стихотворения.
- Послушайте стихотворение. На каждом столе лежит печатный вариант этого стихотворения. Внимательно прочитайте стихотворение и подчеркните слова и выражения, которые покажутся вам наиболее яркими и выразительными.
- Какие сочетания слов вы подчеркнули?
(Дети озвучивают свои варианты).
И.А. Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне, среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.
К стихотворению прилагаются слова, которые могут быть непонятны детям.
Слова для справок:
Лиловый, багряный – оттенки красного цвета.
Лазурь – ярко голубой цвет
Вдова – женщина, похоронившая мужа.
6 Домашнее задание.
- Придумайте свою тематическую группу осенних слов (слово предмет + действие предмета + признак предмета.)
7 Подведение итога урока, рефлексия:
- Посмотрите, сколько волшебных листочков упало в нашу шкатулку! Возьмите на память об уроке по волшебному листочку. Прочитайте, что написано, на обратной стороне листиков. (Удачи, успехов...)
– Это пожелания нам от волшебного дерева. А в чём нам потребуется удача и успех?
(-В написании сочинений.)
- Я тоже нам желаю успехов! Пусть наша книга получится интересной и увлекательной не только для нас, но и для других ребят нашей школы.
(Дети наблюдают его внешний вид, рассказывают об увиденном, выдвигают свои предположения о его конструкции. Учитель на глазах детей разворачивает образец листа.)
- Опишите, что вы увидели? Объясните, как изготовлен листок?
Обобщение.
- У какого дерева листы имеют подобную форму ? (Клён).
- Похожи ли по форме друг на друга левая и правая сторона листа?
- Как можно изготовить целый лист?
- Можно ли эту работу сделать быстрее, края ровнее?
Знакомство детей с приёмом симметричного вырезания.
4. Физкультминутка.
Наши нежные листочки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Разноцветные листки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
5. Работа с рабочей тетрадью с.17.
- Рассмотрите рисунки – схемы и проговорите порядок вашей работы.
(Самостоятельное планирование работы. На доске появляются этапы работы)
6. Работа по технике безопасности при работе с ножницами.
7. Самостоятельное выполнение работы детьми.
8. Подведение итогов работы.
- Успели ли мы подняться по ступенькам нашей лестницы?
- Каким будет следующий этап нашей работы над проектом?
( Готовые работы обсуждаются с точки зрении качества работ.)
9. Рефлексия.
- Кому из вас понравился новый вид работы?
- Где вам может пригодиться новые знания и умения?
10. Домашнее задание. Принести на следующий урок альбомный лист, кисти, клей, ножницы, цветную бумагу.
Цели: Дать понятия о прообразах в художественных произведениях.
Познакомить детей холодными и тёплыми цветами, и определить какие из них будут использованы в картинах на осеннюю тему;
Научить смешивать цвета.
Ход урока.
В начале урока дети вспоминают, что они уже сделали, для того чтобы изготовить «Книгу осени». Определяют вместе с учителем цели урока. Затем им предлагают вспомнить тему сочинения написанного ими на уроке русского языка и, выполнив наброски по своим замыслам реализовывать творческую идею.
В конце урока проводится выставка художественных работ учащихся. Демонстрируя работу, дети зачитывают отрывки из своих сочинений, к которым они нарисовали свою иллюстрацию.