План урока
Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания.
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление новых знаний.
Цель урока: Образовательная - познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха;
Развивающая – способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, умение составлять связанное высказывание по теме, творческих способностей;
Воспитательная – прививать потребность в правильной гигиене дыхания.
Оборудование: демонстрационные таблицы с изображением органов дыхания. Модели: торс и гортань человека.
Ход урока
1. Проверка знаний. Тестирование. –(5 мин.)
2. Актуализация знаний, для изучения новой темы
- Значение биологического окисления.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух, кислород)
Ребята, для того чтобы выяснить для чего же нам необходим кислород? Мы постараемся вспомнить уроки зоологии и ботаники. Я раздаю карточки с вопросами и каждая группа работает самостоятельно и готовит устные варианты ответов.
(10 мин.)
1-группа
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)
3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)
2-групп
1) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)
2) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)
3) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)
3-группа
1) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?
2) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.
3) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)
3. изучение новой темы
Итак, давайте сделаем вывод: Всем живым организмам необходим кислород. Энергия освобождается при окислении и распаде сложных молекул органических веществ в клетках. На эти процессы постоянно расходуется кислород. (фрагмент «Путь воздуха»).
Ребята, вы просмотрели путь воздуха в организме человека и познакомились с органами дыхания. К органам дыхания относятся дыхательные пути – носовая и ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. Для того чтобы познакомится строением органов дыхания посмотрим кино фрагмент «Дыхательная система». (10 мин.)
Органы дыхательной системы включают:
верхние дыхательные пути – носовую полость носоглотку и глотку
нижние дыхательные пути – гортань, трахею, главные бронхи, легкие (бронхиальное дерево, конечные ветви которого оканчиваются бронхиолями с альвеолами).
Дыхательные пути:
Носовая полость, где происходит обогревание воздуха и освобождения его от пыли
Носоглотка и глотка, в которой пересекаются дыхательные и пищевые пути ; гортань. Рассмотрим строение гортани обратите внимание, что каждая голосовая связка прикрепляется спереди к щитовидному хрящу, а сзади – к черпаловидным хрящам: – правая связка к правому, левая – к левому. Черпаловидные хрящи способны сближаться и расходиться, благодаря чему происходит сужение и расширение голосовой щели,
У детей и женщин щитовидный хрящ изогнут назад, поэтому у них связки короткие и голос высокий. У юношей во время пумбертации щитовидный хрящ распрямляется: становится заметным кадык. Это приводит к удлинению голосовых связок и к изменению тембра голоса. Он становится более низким. Параллельно с удлинением голосовых связок они становятся толще и тембр голоса понижается. ( фрагмент «голосовые связки). (5 – мин.)
Закрепление знаний: каждая группа выполняет задание по карточкам – (6 мин), а затем каждая защищает выполненную работу. (6 – мин.)
Домашнее задание: Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. стр.101-103. Индивидуальное задание на выбор учащихся по карточкам.
Приложение №1
Карточка 1.
Изучив параграф 23, выполни задания
1. Объясни, что такое дыхание, и какое значение для организма оно имеет?
2. Отметь органы дыхания под цифрами:
Задание 1. Без пищи и без воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха никто не может жить более 10 минут. Объясните, почему без воздуха человек не может жить и в чём заключается функция органов дыхания.
Задание 2. Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.
Задание 3. Расположите последовательно органы дыхания, начиная с носовой полости: