Доклад на районном семинаре "Методическое сопровождение инновационной деятельности"
Методическое сопровождение инновационной деятельности учителя.
Публичная ссылка на файл http://yadi.sk/d/QZMFnrXMDAHcP
стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования. В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний студентов. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов, что обусловлено смещением акцента от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно-ориентированный подход – главная инновация современных стандартов. Деятельность, направленная на внедрение инноваций, является инновационной. До настоящего времени она была присуща ярким, неординарным личностям, отличающимся от большинства людей новизной взглядов, пытливостью ума и творческим подходом в решении разного рода проблем. В современных условиях инновационная деятельность стала уделом всех педагогов вне зависимости от их желания, стремления и возможностей. Поэтому на данном этапе модернизации системы школьного образования этот вопрос является проблемным и требующим дальнейшего изучения.
Можно выделить следующие критерии инновационной деятельности педагога:
- актуальность
- новизна
- образовательная значимость
- общественная значимость
- полезность
- реализуемость.
Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.
Инновационная деятельность, как и любая деятельность человека вообще, имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.
Современная педагогическая наука выделяет следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности:
- мотивационный компонент – отношение преподавателя к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
- креативный компонент – творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;
- технологический компонент – способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;
- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.
- когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.
Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рождённый в данной школе;
- педагогический опыт, рождённый в других школах;
- нормативные документы;
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по новому.
Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.
В основе мотивов, то есть побуждений личности педагога к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение категории и т.д.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.
Рассмотрим содержание, формы и методы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению инновационной деятельностью.
Под управлением (сопровождением) инновационным процессом понимается целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательо развития образовательного учреждения. Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы. Составляющие управления:
-
Учёт и систематизация инновационной деятельности.
-
Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
-
Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
-
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
-
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
-
Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.
Рассмотрим каждое направление управленческой деятельности более подробно.
Учет и систематизация инновационной деятельности. Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа по следующим вопросам:
-
Назовите проблему, над которой Вы работаете? В течение какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?
-
Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?
-
Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?
-
Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?
-
Что изменилось в результате Вашей работы? Подтвердите данными анализа.
-
Ваше мнение об эффективности проводимой работы.
-
Продолжите ли Вы работу над данной темой?
Вместо опрос-беседы можно предложить учителю сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.
-
Разработчик (ФИО)__________
-
Сфера осуществления инновационной деятельности ___________
-
Тема________________________
-
Цель_________________________
-
Задачи_____________________
-
Стадия развития инновации__________________
-
Масштаб_____________________
-
Форма представления результата___________________
-
приказ об инновационной деятельности с приложением перечня основных направлений.
-
сбор инновационных программ с целью организации контроля за решением поставленных задач, за сформированностью знаний, умений и навыков, обозначенных в программе.
Разработка проектов, программ, положений, методических рекомендаций по реализации инновационных процессов.
-
Разработка нормативных документов для создания структур, которых ранее не было в школе (положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме, научном обществе учащихся, проблемной группе и др.).
-
Разработка методических документов, обеспечивающих инновационную, опытно-экспериментальную деятельность (Положение об инновационной деятельности, требования к составлению программ, требования к оформлению печатных документов, рекомендации по обобщению опыта и др.).
-
Ознакомление с требованиями к ведению журналов (выставление отметок, зачетов; деление на подгруппы и др.).
Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций (сбор и обработка информации о нововведениях).
-
Экспертиза составленных программ.
-
Посещение вновь введенных предметов с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах и сформированностью знаний, умений и навыков.
-
Контроль за прохождением учебных инновационных программ) (проверка журналов).
-
Подведение итогов контроля на совещании, педагогическом совете и др.
-
Контроль за составлением и реализацией планов работы методических объединений, в которых должна отражаться инновационная деятельность.
-
Контроль за результатами инновационной деятельности, которые должны представляться учителем заместителю директора по учебно-методической работе по итогам намеченных этапов или полугодия.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
Задача заместителя директора по учебно-методической работе– создать условия, мотивирующие профессиональное мастерство, обобщение и распространение педагогического опыта:
-
Проведение профессиональных конкурсов (конкурс программ, уроков, «Учитель года», и др.).
-
Проведение методических конференций.
-
Участие в районных и областных конкурсах.
Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности: публикации, выступления, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы.
Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций делается заместителем директора по УМР как раздел проблемно-ориентированного анализа в годовом плане работы школы.
Перечень необходимой документации:
-
-
Положение об инновационной деятельности.
-
Приказ об организации инновационной деятельности на учебный год.
-
Модифицированные и авторские программы.
-
Карты инновационной деятельности учителя.
-
Методические рекомендации по оформлению программ.
-
Отчеты по экспериментальной работе.
-
Аналитические справки, подтверждающие контролирующие функции заместителя директора по УВР.
-
Отчеты учителей по инновационной работе.
Результативность инновационной работы достигается при наличии следующих условий:
-
знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, уровня профессионализма, мотивации, затруднений каждого учителя;
-
создание системы работы с учителем;
-
стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
-
включенность учителей в решение проблемы школы.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.
|