Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа кружка профориентационной направленности Ваш выбор

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Воробьева
Submitted by Татьяна Анатольевна Воробьева on Tue, 18/11/2014 - 16:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воробьёва Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Вырицкая СОШ № 1"

Учитель Технологии.

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Программа дополнительного образования которая позволит учителю, классному рукофодителю сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.</p>

Пояснительная записка

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы  во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

2. Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

3. Задачи программы.
Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего поселка, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и поселка.

Развивающие задачи.

                             1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

           2.        Формирование положительного отношения к себе, уверенности в                своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

                              3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

                               4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.


 

4. Особенности программы.

Пропедевтика программы профориентационной работы проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа  является составной частью целевой программы по профориентации МБОУ «Вырицкая СОШ №1». Является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся.

 

5. Место предмета в базисном учебном плане.

Программа  «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Социальными партнерами школы выступают: предприятия поселка, библиотечный центр поселка, администрация Вырицкого г.п.

7. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


8. Критерии и показатели усвоения материала.

1) Информационные

- сформированность представления о мире профессий;

- знание и значение каждого из предприятий находящмхся на территории поселка и района. знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

- знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе.

2) Исследовательские

- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в районе, поселке.

- изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

- определение профессиональных планов и намерений учащихся;

- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач районных и городских центров занятости.


9. Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
  2.  презентации проектов учащихся;
  3. фоторепортажи учащихся;
  4. деловые игры;
  5. анкетирование.


Методами выявления результатов стали:


1. Результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;

  1. Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;
  2. Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.


10. Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1

2

Я и выбор профессии

1

3

Социальные проблемы труда.

2

4

Разделение труда

1

5

Классификации профессий

2

6

Мотивы выбора профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии

1

8

Типы темперамента и выбор профессии

2

9

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

10

Профессиональная перспектива. Составление резюме

2

11

Собеседование. Правила и нормы поведения.

1

12

Социально – экономические условия современной России

3

13

Основы экономических знаний

3

14

Рынок образовательных услуг

2

15

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

1

16

Основы технологической культуры

4

17

Личный профессиональный план

2

18

Готовность к выбору профиля, профессии

1

19

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

3

Всего

34


11. Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».
 

 Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».

Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).

  Анализ  предприятий поселка: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости (п.Сиверский, г. Гатчина). Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в нашем поселке?». Мониторинг рынка труда Вырицкого городского поселения.

 

 

 

Тема 4. Разделение труда (1 час)

 Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

 

Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опрсник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)

Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
 

Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
 

 

Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
 

Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» (интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»).
Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг Гатчинского района (Ленинградской области)
 

Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).

Знакомство с трудовым кодексом РФ.

 

Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).
 Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

 Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

 Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

 Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.

Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты).

12. Список литературы.

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  3. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  4. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
  8. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
  9. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  11. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
  12. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  13. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  14. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.

 

Календарно- тематическое планирование.
2014-15 учебный год

Дата проведения занятия

планируемая

 

Дата проведения занятия

фактическая

зенятия

Тема занятия

05.09.14

 

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

12.09.14

 

2

Я и выбор профессии

 

 

 

Социальные проблемы труда.

19.09.14

 

3

Анализ  предприятий поселка. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости (п.Сиверский, г. Гатчина).

26.09.14

 

4

 «Какие профессии востребованы в нашем поселке?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда Вырицкого городского поселения.

03.10.14

 

5

Разделение труда

 

 

 

Классификации профессий

10.10.14

 

6

Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. Практическая работа: составление формул профессий.

17.10.14

 

7

Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»).

24.10.14

 

8

Мотивы выбора профессии

31.10.14

 

9

Здоровье и выбор профессии

 

 

 

Типы темперамента и выбор профессии

14.11.14

 

10

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии.

21.11.14

 

11

Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

28.11.14

 

12

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

 

 

 

Профессиональная перспектива. Составление резюме

05.12.14

 

13

Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.

12.12.14

 

14

Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
 

 

 

 

Собеседование. Правила и нормы поведения.

19.12.14

 

15

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

26.12.14

 

16

 Игра «Руководитель» (стили руководства).

 

 

 

Социально – экономические условия современной России

16.01.15

 

17

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.

23.01.15

 

18

Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

30.01.15

 

19

Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром»

 

 

 

Основы экономических знаний

06.02.15

 

20

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.

13.02.15

 

21

Деньги и торговля. Банки и биржи.

 

 

 

Рынок образовательных услуг

20.02.15

 

22

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования

27.02.15

 

23

Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»
Анализ рынка образовательных услуг Гатчинского района (Ленинградской области)

06.03.15

 

24

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

 

 

 

Основы технологической культуры

13.03.15

 

25

Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

20.03.15

 

26

Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

03.04.15

 

27

Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

10.04.15

 

28

Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений.

 

 

 

Личный профессиональный план

17.04.15

 

29

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

24.04.15

 

30

Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

08.05.15

 

31

Готовность к выбору профиля, профессии

 

 

 

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

15.05.15

 

32

Подготовка профориентационных проектов

17.05.15

 

33

Подготовка профориентационных проектов

22.05.15

 

34

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн