Анализ
деятельности районного методического объединения
учителей начальных классов Новоселовского района
Районное методическое объединение (далее РМО) учителей начальных классов самое многочисленное в районе, около 50 педагогов. Фокина О.Н. назначена руководителем РМО учителей начальных классов в январе 2012 года.
Темы, над которыми работало РМО на протяжении 2,5 лет и результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Год
|
Тема РМО
|
Результат
|
2011-12
|
Обновление содержания начального общего образования посредством введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
|
Разработана примерная программа формирования УУД (программа в приложении).
|
2012-13
|
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактора повышения качества образования в условиях введения ФГОС начального общего образования (план в приложении).
|
Получены теоретические знания по оценке и формированию читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС.
Получены практические знания:
- по внедрению информационных технологий в образовательный процесс (внеурочная деятельность в рамках ФГОС);
- по оценке заданий, направленных на формирование УУД;
- по формированию умения работать с текстом по выявлению информации в явном и неявном виде;
- по ведению мониторинга (составление матрицы для внесения результатов мониторинга).
|
2013-14
|
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС НОО (план в приложении).
|
Изучены теоретические основы системно-деятельностного подхода.
Представлен педагогический опыт работы по обучению школьников с использованием образовательных технологий системно-деятельностного подхода.
Получены практические навыки моделирования урока в технологии деятельностного метода.
|
2014-15
|
В 2014-15 учебном году конкретная тема не выбрана, но поставлена цель - совершенствование научно-методического уровня педагогических работников в рамках ФГОС НОО (план в приложении).
|
Проведено одно заседание, на котором рассмотрены структура и содержание рабочей программы и основной образовательной программы начального общего образования.
|
Как видно из таблицы, вся работа объединения направлена на изучение тем в рамках введения новых стандартов. Каждая включает в себя более конкретные темы (таблица 2). Сообществом разработана примерная программа формирования УУД. Данной работе предшествовали курсы на базе ММЦ по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и его реализация в малочисленной сельской школе» (фото в приложении). Разработка программы УУД проходила в 2 этапа.
На 1 этапе учителя разрабатывали УУД на уровне ШМО по направлениям. Личностные – Анаш, Бараит; регулятивные – Легостаево, Кома; познавательные – Толстый Мыс, Новоселово; коммуникативные – Игрыш, Светлолобово.
На 2 этапе на уровне РМО программа была составлена, откорректирована и запущена в работу школами района.
В таблице 2 можно увидеть темы заседаний, формы проведения и результат.
Таблица 2.
Темы заседаний
|
Форма проведения
|
Результат
|
Разработка программы универсальных учебных действий
|
Разработческий семинар
|
Разработана примерная программа универсальных учебных действий (программа в приложении).
|
Оценка качества начального образования
|
Совещание
|
Каждое ОУ составляет план по повышению качества образования в начальной школе
|
Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
|
Семинар-практикум
|
Получены теоретические знания по оценке и формированию читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС
|
Формирование универсальных учебных действий
|
Семинар-практикум
|
Представлен опыт по оценке заданий, направленных на формирование УУД. Получены практические рекомендации.
|
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (технологическая карта семинара в приложении).
|
Семинар
|
Представлены теоретические основы деятельностного подхода.
Определены задачи для реализации деятельностного подхода на уровне школы, РМО.
|
Урок в рамках системно-деятельностного подхода
|
Семинар-практикум
|
Получены практические навыки моделирования урока в технологии деятельностного метода.
|
Самая распространённая форма, применяемая сообществом – это семинар и его виды. Такая форма даёт возможность каждому педагогу включиться в деятельность.
Помимо тем, обсуждались вопросы, касающиеся результатов обучения (таблица 3).
Таблица 3.
Обсуждаемые вопросы
|
Ответственные
|
Результат
|
Анализ результатов краевых контрольных работ в Новоселовском районе за 2011-12 учебный год
|
Демчишина Е.В. (главный специалист УО)
|
Каждое ОУ разрабатывает план по повышению качества образования в начальной школе
|
Мониторинг готовности 1-х классов к обучению в школе (мониторинг ЦОКО в 1-х, входной контроль во 2-х классах). Полученные результаты, выводы.
|
Фокина О.Н. (руководитель РМО)
Науман А.П. (МБОУ Светлолобовская СОШ №6)
Юдина Е.Ю. (МБОУ Новоселовская СОШ №5)
Черноморец Е.Ю. (МБОУ Новоселовская СОШ №5)
|
Выявлены проблемы.
Намечены пути решения проблем.
|
Результаты пробных контрольных работ
|
Демчишина Е. В. (главный специалист УО)
|
Проведен анализ контрольных работ, выявлены типичные проблемы.
|
Анализ результатов краевых контрольных работ в Новоселовском районе за 2012-13 учебный год.
Анализ результатов мониторинга ЦОКО.
|
Демчишина Е. В. (главный специалист УО)
|
Проанализированы результаты ККР, мониторинга ЦОКО.
|
«ККР в рамках ФГОС НОО»
|
Цыглимова С.Г., учитель МБОУ Легостаевской СОШ
|
Представлена процедура проведения ККР в рамках ФГОС НОО
|
В основном обсуждались результаты краевых контрольных работ, мониторинга ЦОКО в рамках новых стандартов, а также и краевые контрольные работы в рамках ФГОС НОО, которые предстоит выполнять учащимся в 2014-15 учебном году.
На РМО педагоги представляли свой педагогический опыт через такую форму как мастер-класс (таблица 4). Темы мастер-классов соответствовали тематике РМО.
Таблица 4.
Тема мастер-класса
|
Педагог
|
Результат
|
«Откуда в снежинках грязь?» (фото в приложении)
|
Шульц Е.К.
(МБОУ Новосёловская СОШ №5)
|
Представлен опыт по внедрению информационных технологий в образовательный процесс (внеурочная деятельность в рамках ФГОС).
|
«Оценка учебных заданий, направленных на формирование УУД» (фото в приложении)
|
Якименко Н.И.
(МБОУ Дивненская СОШ №2)
|
Представлен опыт по оценке заданий, направленных на формирование УУД. Получены практические рекомендации.
|
«Работа с текстом по выявлению информации данной в явном и неявном виде»
|
Прахт И.Г.
(МБОУ Игрышенская СОШ №3)
|
Представлен опыт по формированию умения работать с текстом по выявлению информации в явном и неявном виде. Получены практические рекомендации.
|
«Мониторинг как средство повышения качества образования»
|
Цыглимова С.Г.
(МБОУ Легостаевская СОШ №11)
|
Представлен опыт по ведению мониторинга, получены практические рекомендации по составлению матрицы для мониторинга.
|
Мастер-класс «Урок математики» (использование образовательных технологий системно-деятельностного подхода)
|
Прахт И.Г.
(МБОУ Игрышенская СОШ №3)
|
Представлен педагогический опыт работы по обучению школьников с использованием образовательных технологий системно-деятельностного подхода.
|
Мастер-класс «Урок русского языка» (использование образовательных технологий системно-деятельностного подхода)
|
Науман А.П. (МБОУ Светлолобовская СОШ №6)
|
Материалы, которые педагоги представляют в своих выступлениях руководителем РМО рассылаются по электронной почте в каждую школу.
В рамках аттестации представили свой педагогический опыт следующие педагоги (таблица 5).
Таблица 5.
Первая категория
|
Высшая категория
|
Косова Е.Н., МБОУ Бараитская СОШ № 8
|
Ткаченко С.Л., МБОУ Бараитская СОШ № 8
|
Колегова М.А., МБОУ Светлолобовская СОШ №6
|
Хвостова З.В., МБОУ Игрышенская СОШ № 3
|
Курпас В.Н., МБОУ Игрышенская СОШ № 3
|
Прахт И.Г., МБОУ Игрышенская СОШ № 3
|
Черноморец Е.Ю., МБОУ Новоселовская СОШ №5
|
|
В таблице 6 можно увидеть мониторинг участия педагогов в мероприятиях РМО.
Таблица 6.
Ф.И.О.
|
Школа
|
Тема выступления
|
Результат
|
Черноморец Елена Юрьевна
|
МБОУ Новоселовская СОШ №5
|
Мониторинг ЦОКО в 1 классе
|
Представила анализ результатов мониторинга в 1-х классах МБОУ Новоселовской СОШ №5
|
Юдина Елена Юрьевна
|
МБОУ Новоселовская СОШ №5
|
Мониторинг ЦОКО во 2 классе
|
Представила анализ результатов мониторинга во 2-х классах МБОУ Новоселовской СОШ №5
|
Косова Елена Николаевна
|
МБОУ Бараитская СОШ № 8
|
Оценка и формирование читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС
|
Представила теоретические знания по оценке и формированию читательской грамотности младших школьников в рамках требований ФГОС
|
Шульц Елена Корнеевна
|
МБОУ Новосёловская СОШ №5
|
Мастер-класс «Откуда в снежинках грязь?»
|
Представила опыт по внедрению информационных технологий в образовательный процесс (внеурочная деятельность в рамках ФГОС).
|
Рабочая программа в рамках ФГОС
|
Представила структуру и содержание рабочей программы
|
Якименко Наталья Ивановна
|
МБОУ Дивненская СОШ №2
|
Мастер-класс «Оценка учебных заданий, направленных на формирование УУД»
|
Представила практический опыт по оценке заданий, направленных на формирование УУД.
|
Прахт Ирина Геннадьевна
|
МБОУ Игрышенская СОШ №3
|
Мастер-класс «Работа с текстом по выявлению информации данной в явном и неявном виде»
|
Представила практический опыт по формированию умения работать с текстом по выявлению информации в явном и неявном виде.
|
Мониторинг достижений учащихся начальных классов.
|
Представила материалы по мониторингу предметных и надпредметных результатов.
|
Мастер-класс «Урок математики»
|
Представила педагогический опыт работы по обучению школьников с использованием образовательных технологий системно-деятельностного подхода на уроках математики.
|
Сафронова Любовь Ивановна
|
МБОУ Анашенская СОШ №1
|
Теоретические основы деятельностного подхода.
|
Представила теоретические основы деятельностного подхода.
|
Цыглимова Светлана Геннадьевна
|
МБОУ Легостаевская СОШ №11
|
Мастер-класс «Мониторинг как средство повышения качества образования»
|
Представила опыт по ведению мониторинга, получены практические рекомендации по составлению матрицы для мониторинга
|
ККР в рамках ФГОС НОО.
|
Сообщила о процедуре проведения ККР в рамках ФГОС НОО.
|
Науман Анжелика Павловна
|
МБОУ Светлолобовская СОШ №6
|
Мониторинг ЦОКО во 2 классе
|
Представила анализ результатов мониторинга во 2-х классах МБОУ Светлолобовской СОШ №6
|
Мастер-класс «Урок русского языка»
|
Представила педагогический опыт работы по обучению школьников с использованием образовательных технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.
|
Вывод:
РМО учителей начальных классов идёт в ногу со временем, сообществом изучаются актуальные темы. Педагоги делятся опытом, получают много практического материала. Есть и проблемы, они заключаются в том, что объединение многочисленное и одновременно собрать всех учителей не всегда возможно, и не смотря на то, что материалы с РМО рассылаются, не всегда они доходят до педагога.
Образование не стоит на месте, многое ещё предстоит изучить, обсудить, разработать, поэтому районному методическому объединению учителей начальных классов быть!
|