Submitted by Ольга Анатольевна Сафронова on пн, 17/11/2014 - 15:46
Описание методической разработки
«Культура народов Прикубанья»
Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Общее и особенное в языческих верованиях адыгов и восточных славян». Данный урок проводится в 6 классе как заключительный после прохождения программного материала по теме «Культура народов Прикубанья в Средние века». Урок построен в форме игры, как наиболее эффективного метода для усвоения материала, именно для учащихся данной ступени обучения. Урок охватывает весь материал рассматриваемого периода, его содержание соответствует содержанию данной темы, представленного в учебном пособии Трехбратов Б. А. , Терская И. А. и др. Кубановедение 6 класса, к тому же сюда вошли и новые страницы героического эпоса «Нарты», которые в школьный учебник не попали, но привлеченный дополнительный материал, использовался учителем в ходе подготовки и проведении уроков данного раздела.
Кубановедение
Средний уровень 6 класса общеобразовательной школы
Классно-урочная
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному периоду «Культура народов Прикубанья в Средние века»
Задачи:
Способствовать активизации мыслительной деятельности, расширять объем знаний о культуре народов Кубани:
развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые
пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества, любовь к прошлому родного края.
Предварительно выбирается жюри, наблюдают за ходом игры, оценивают каждый этап по установленной ими системе и оглашают свои результаты как после каждого конкурса, так и непосредственно в заключении. Остальная часть класса делится на команды, самостоятельно присваиваю себе название, готовят эмблемы, выбирают капитана. Команды представляются друг другу, озвучивают свои названия, демонстрируют эмблемы, дают их характеристику, называют имя капитана и игра начинается. Игру проводит учитель кубановедения; особенность его роли заключается в умении показать актуальность кубановедения, помочь учащимся составить первоначальные представления об общечеловеческих ценностях, содействовать пополнению лексикона и знаний учащихся о достижениях народов Кубани, а так же терминов, определений, дат.
Тема: Культура народов Прикубанья.
Цель: повторение и обобщение пройденного материала по теме «Культура народов Прикубанья»
Задачи:
Способствовать активизации мыслительной деятельности, расширять объем знаний о культуре народов Кубани;
Развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочит имеющиеся знания и приобрести новые;
Пробуждать интерес к кубановедению как учебному предмету воспитывать чувство сотрудничества, любовь к прошлому родного края.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Презентация
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проведем повторительно - обобщающий урок в форме игры.
Команды готовы, капитанов прошу подойти к жюри и провести жеребьёвку.
1 раунд. «Разминка»
Какая религия называется языческой? (Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам. Обожествление сил природы, животных, растений, деревьев)
Как называлось место, где богам приносили жертвы? (святилища)
Кто совершал языческие обряды? (волхвы)
О каком апостоле известны сведения о проповеднической деятельности среди народов Кавказа? (апостола Андрея Первозванного)
Какую религию принесли с собой греческие колонисты на Северо-Западный Кавказ? (христианство)
Назовите цели Византии в распространении христианства на Кавказе? (Установить союзнические отношения с местными населением и подчинить их своему влиянию)
Статуя, которой язычники поклоняются как божеству? (идол)
Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный, перекрытый полукругом или сомкнутым полусводом? (апсида)
Старший епископ? (архиепископ)
В православной церкви - округ, управляемый архиереем? (епархия)
В христианстве религиозные взгляды, признаваемые противоречащим учению церкви? (ересь)
2 раунд. «Поставь соответствие»
Соотнесите богов с силами природы и занятиями людей, которым они покровительствовали.
Боги:
Перун Бог солнца.
Хорс Бог ветра.
Стрибог Бог грома и молнии
Велес Богиня прядения ткачества.
Сварог Бог кузнечного дела.
Мокошь Бог скота.
Ответ.
Бог
Силы природы и занятия людей
Перун
Бог грома и молнии
Хорс
Бог солнца
Стрибог
Бог ветра
Велес
Бог скота
Сварог
Бог кузнечного дела
Мокошь
Богиня прядения ткачества
Соотнесите имена богов и занятия, которым они покровительствовали.
Тлепш Покровитель молний и грома.
Мезитх Покровитель воинов.
Зейкутх Покровитель обездоленных и сирот.
Псыхъуэгуашэ Покровитель охотников.
Ахына Покровитель наездничества.
Щеблэ Покровитель рогатого скота.
Ответ.
Имена богов
Занятия
Тлепш
Покровитель воинов
Мезитх
Покровитель охотников
Зейкутх
Покровитель наездничества
Псыхъуэгуашэ
Покровитель обездоленных и сирот
Ахына
Покровитель рогатого скота
Щеблэ
Покровитель молний и грома
Соотнесите понятия с их значением.
Шичепщина Певец
Джегуако Порядок подчинения
Иерархия Музыкальный инструмент
Литера Странствующий проповедник
Костница Мавзолей
Апостол Буква
Ответ:
Понятия
Значение
Шичепщина
Музыкальный инструмент
Джегуако
Певец
Иерархия
Порядок подчинения
Литера
Буква
Костница
Мавзолей
Апостол
Странствующий проповедник
3 раунд. «Поймай дату»
I в. н. эр. – начало проникновения христианства на Северо-Западный Кавказ;
988 г. – крещение Киева;
1113 г. - Составлена летопись «Повесть временных лет»;
X – XI вв. – образование крупного очага христианства в Тмутаракани;
XIV в. – ослабление позиций христианства на Кавказе.
4 раунд. «Убери лишнее»
Сосруко, Ашамез, Батрезу, Ахына. (Ахына – бог рогатого скота, остальные – герои эпоса «Нарты»)
Мацей Меховский, Симон Кананит, Иосиф Волоцкий, Сигизмунд Герберштейн. ( Симон Кананит – проповедник, остальные авторы трудов где отображена Кубань).
Игорь, Олег, Тамерлан, Мстислав. (Тамерлан – завоеватель, остальные князья)
«Куньша», Северный Зеленчукский храм, Сентинский храм, Киево-Печерский монастырь. (Киево-Печерский монастырь – в Киеве, остальные на территории Кубани)
5 раунд. « Кубань в литературе». Определите что за произведение и кто его автор.
«О Пречистая Богородица помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь Святой Богородицы» - («Повесть временных лет», автор Никон)
В каком произведении легендарный «вещий» Боян «пел песнь…храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю перед полками касожскими» («Слово о полку Игореве», автор неизвестен)
« Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал предлагать старания к обращению их в христианство…» («История адыгского народа» автор Шора Ногманов).
«…гладкая степь, но не пустынная, а щедро наделенную всякими произведениями природы» («Записки о московитских делах», автор Сигизмунд Герберштейн)
6 раунд. « О чем или о ком речь»
В группе ……….. ……… храмов он стал первым творением греческих зодчих. Северный храм в плане представляет собой крест, в центре которого возвышается купол, три полукруглые апсиды, где размещался алтарь, ориентированы на восток. Крещальня, сделанная из плоских каменных плит. ( Северный Зеленчукской храм)
Он расположен на левом берегу Теберды. В плане постройка представляет разносторонний крест, осложнённый тремя притворами с запада, севера и юга. Вытянутая подковообразная апсида прорезана тремя узкими окнами. Длина здания с севера на юг с притворами 15 м, с запада на восток - 14,75 м, высота -не более 12 -13 М. (Сентинский храм)
Он был рожден из камня и закалён языческим богом Тлепшем. После чего его стали называть «железным человеком». По мере взросления он все более четко осознавал цель своей жизни – свершениеп великих дел на благо народа. (Сосруко - герой эпоса «Нарты»)
Известный церковный и политический деятель, игумен Киево-Печерского монастыря в 1061 году бежал из Киева в Тмутаракань. Трудился над летописью и основал в окрестностях Тмутаракани монастырь. (монах Никон).
В заключении подводятся итоги и уважаемое жюри оглашает своё решение. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов