Театрализованная деятельность, как средство социализации детей.
Submitted by Екатерина Александровна Степанова on Fri, 14/11/2014 - 15:25
l. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
С каждым годом в нашем современном обществе повышается социальные престиж интеллекта и научного знания, поэтому мы все больше стремимся дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, мыслить и творить уделяется совсем мало времени и внимания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Без труда решая логические задачи, они значительно реже проявляют такие эмоции, как: восхищение, удивление, возмущение и сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и однообразны.
В современном обществе почти все дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребенка от неприятностей, также этим взрослые стараются заполнить отсутствие их участия в развитии ребенка, без которого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
В связи с этим, возникает еще одна проблема, волнующая педагогов – это страхи, срывы, заторможенность и суетливость детей.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снятия зажатости ребенка, а также обучение художественному воображению и развитию чувственности – это путь через игру, фантазирование и сочинительство.
В.Сухомлинский сказал:
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок».
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – решение данных проблем.
Театрализованное искусство занимает особое место среди других видов искусств, по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
В начале учебного года с детьми старшей группы мною был проведен мониторинг, который показал, что общий уровень освоения детьми ОО «Социализация»: средний - 60% (12 человек), высокий – 20% (4 человека), низкий – 20%(4 человека).
В связи с чем, мною была поставлена первостепенная задача - формирование у детей интереса к театрализованной деятельности , что определило тему моего самообразования «Театрализованная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста.»
Основные задачи:
- знакомство детей с театром;
- освоение детьми различных видов театрализованного творчества;
- способствование раскрепощению детей;
- совершенствование артистических навыков;
- работа над эмоциональной стороной речи и интонацией;
- коллективные действия и взаимодействия
Изучение выбранной темы я начала с обработки методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с родителями и составления поэтапно-творческого плана.
Были подобраны художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально- литературных композиций, инсценировок.
В группе создали «Театральный уголок», где разместили различные виды театра, атрибуты к инсценировкам, журналы с иллюстрациями о театре, дидактические игры («Эмоции», «Мы идем в театр»), а также нами совместно с детьми был создан театральный словарик.
В работе с детьми использовались следующие виды деятельности:
Знакомство с различными видами театра , включая обогащение представлений о театре и театральных профессиях (показ презентации), рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение театров города.
Разучивание стишков с различной интонацией («Карусели», «Мышки» и т.д.)
Инсценировки песенок («Урожай», «Поворята» и т.д.)
Игровая самостоятельная деятельность с различными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый и др.)
Театрализованные игры («И я тоже!», «Угадай, что я делаю?»)
Игры, направленные на сплочение детского коллектива («Давайте познакомимся!», «Здравствуй- прощай», «Услышь меня» и т.д.)
Этюды на основные эмоции – радость, огорчение и др.
Совместная изобразительная деятельность по изготовлению атрибутов, декораций и масок к инсценировкам.
В мае 2014г. в нашем ДОУ проходило методическое объединение, на котором, совместно с детьми, был подготовлен и показан спектакль по сказке С.Я.Маршака «Глупый мышонок», а также мною была предоставлена презентация на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе театрализованного творчества» (см.приложение)
Итоговый мониторинг освоения детьми ОО «Социализация» показал, что результаты заметно улучшились. Общий уровень освоения – высокий. На высоком уровне - 80%, на среднем уровне - 15%, на низком уровне - 5%.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности. Возросло количество ребят, желающих участвовать в театрализованных играх, представлениях. Дети стали самостоятельно выбирать себе роли, использовать различную интонацию, мимику, жесты, участвовать в ролевых диалогах, сопереживать героям произведений, научились слушать, не перебивая друг друга., а также стали активно приглашать зрителей на свои показы. В процессе театрализованной деятельности у детей развились нравственно-коммуникативные и волевые качества личности:
- общительность
- вежливость
- чуткость и доброта
- умение довести дело и роль до конца
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы и стихи. У них появилось желание придумывать и показывать свои сказки, истории.
Хороших результатов в данном направлении мы добились не только благодаря работе педагогов и музыкального руководителя, но и поддержке и взаимопониманию с семьями воспитанников.
С помощью активного участия родителей в жизни группы мы провели множество совместных праздников («День Матери», «Стань звездой!» и др.).
Наши родители принимали активное участие в подготовке спектаклей: создавали реквизиты, помогали в поисках и пошиве костюмов, оформляли яркие, красочные и прочные декорации, учили с детьми роли. С помощью родителей были организованы выходы в детские театры города.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она «отражается» во всех образовательных областях.
В этом году наши ребята пошли в школу и нет сомнения, что учиться им будет легко и интересно, т.к. они стали общительнее, научились правильно и интересно вести диалог, стали социально адаптированными. В этом учебном году к нам пришли новые детки, а значит, будут новые постановки, новые герои, новые конкурсы!