Submitted by Елена Валерьевна Травянская on Fri, 14/11/2014 - 01:04
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Задачи:
Образовательная – формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Развивающая – формировать познавательный интерес детей к экспериментированию и способов освоения объектов;
Воспитательная – прививать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- наглядный (рассматривание картин);
- словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового характера);
- показ.
Обеспечение:
- фото и картинки с изображением снега, льда, воды и пара;
- капельки воды, изготовленные из бумаги;
- схема круговорота воды в природе;
- лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце);
- оформлен мини-музей «Волшебная капелька»;
- листы белой бумаги, для рисования, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки;
- аудиозапись «Апрель, апрель, принес капель».
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения за погодой, за аквариумными рыбками, за трудом младшего воспитателя (мытье посуды);
- труд в уголке природы (полив растений, опрыскивание);
- проведение опытов по испарению воды в помещении.
Ход занятия.
Организационный момент(3 мин)
Звучит музыка «Апрель, апрель», воспитатель под зонтиком подпевает слова песни, затем задает вопросы:
- какое время года сейчас? (весна)
- какой весенний месяц наступил? (апрель)
Беседа:- Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчёсывала косу да так и застыла, превратившись в застывшую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и паринке родных сестёр. Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и паринка – родные сёстры».
- Ребята, хотите помочь?
- О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, паринка и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведём опыт.
Основная часть(13 мин)
Опыт № 1 «Вода не имеет формы»
Сравни форму воды в своём стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
- Что можно сказать о форме воды? (ответы детей)
Опыт № 2 «Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос:
- Льётся вода? Почему? (вывод – вода жидкая, льётся).
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
- Какого цвета вода?
На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (нет). Какого же тогда цвета вода? (бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт № 4 «У воды нет вкуса»
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод – вода не имеет вкуса.
Опыт № 5 «У воды нет запаха»
Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод – вода не имеет запаха.
Опыт № 6 «Лёд – твёрдая вода»
Предложить детям принести сосульки разных размеров. И проследить, какая быстрее растает. Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод – лёд и снег тоже вода.
Опыт № 7 «Пар – это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
- можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и паринка родные сёстры? (ответы детей).
Путешествие – поиск капелек по группе (2 мин)
Дети идут по группе, делают остановки.
В уголке природы, возле растений – цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. Дети приклеивают маленькую капельку.
У аквариума – рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много-много воды, чтобы плавать. Дети приклеивают капельку.
Около мойки в подсобном помещении – помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. Дети приклеивают капельку.
В игровом уголке – вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. Дети приклеивают капельку.
В туалетной комнате – вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические и требования. Приклеивают капельку.
У стола, на котором стоит графит с водой – вода нужна, чтобы мы могли её пить. Приклеивают капельку.
Вот сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
Творческая часть – «Рисуем портрет воды» (15 мин)
На столах приготовлены краски акварельные, кисти, баночки с водой, листы бумаги.
Предложить детям нарисовать портрет воды, используя знакомую технику рисования.
Подведение итогов: (5 мин)
Предложить рассмотреть все рисунки и отыскать где в них спряталась вода? В ходе рассмотрения в группу входит «Капелька» и благодарит ребят за рисунки. Предлагает послушать стихотворение о воде.
Вопросы от «Капельки»:
- что можно сказать о форме воды?
- льётся вода? Почему?
- какого цвета вода?
- имеет ли вкус и запах вода?
- в каком состоянии бывает вода?
За правильные ответы дети получают медальки в виде капелек.
«Капелька»:
- Вода в окружающей среде бывает разной. Твёрдая, как лёд, прозрачная , как пар, и жидкая. Без вкуса, цвета и запаха. Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу, молодцы.