Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях введения ФГОС.

Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова
Размещено: Людмила Анатольевна Дашкова - ср, 12/11/2014 - 20:48

Реализация деятельностного подхода при обучении географии в условиях введения ФГОС.

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, учителю географии необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. 

   Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности. Категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. 

   Школа выполняет заказ, сформулированный в ФГОС. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. 

   Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты: которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями* качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в; жизненных ситуациях, в. самообразовании и профессиональной-деятельности.

   В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. 

   Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. 

   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

   Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.                                         Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий. Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника. 

      Реализация принципа практической направленности обучения географии  предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися:                                                                          1. личностных результатов, это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;                                                                                                                                  2. метапредметных результатов, это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;                                                                                                          3. предметных результатов, они выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках предмета географии.                                                                                         Методическими условиями продуктивного формирования умений в процессе обучения географии выступают:                                                                                                                      - компетентностно-ориентированная система практических работ для основной школы, содержание которой ориентировано на компетентностный аспект географического образования и конструктивный характер  современных географических исследований;                                                                              - комплекс способов организации практической деятельности школьников.                                                 Традиционно принцип практической направленности обучения географии реализуется через систему практических работ, которая может реализовываться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.  Сегодня закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый учитель, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп обучающихся, разрабатывает свою систему этих работ, ориентированную на выполнение требований образовательного стандарта. Следует обратить внимание учителей, что в примерной программе указаны темы не только итоговых практических работ, но и работ тренировочного характера. Руководствуясь положениями нормативных документов, педагог самостоятельно определяет круг задач для организации практической деятельности школьников (см. Инструктивное письмо по выполнению практической части школьной программы по географии // География в школе. — № 5. — 2005 г.).  Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:                                                                                  1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения и проводить проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.                                                                                                                                                                                   2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками.                                                                                                                                     3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Задания для практических работ могут иметь следующие формы: кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»); инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»); познавательных количественных и качественных задач.                                                                          4. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения: УМК, приборами (барометры, компасы, мини-метеостанции), моделями (глобусы) и инструментами (рулетка, нивелир, гномон и др.).                                                                                                                                                                                                                                               5. В выработке умений большое значение имеет система упражнений, сложность которых нарастает постепенно. Нарастание сложности упражнений происходит не только в течение года, но и от курса к курсу.                                                                                                                                                     6. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений во время экскурсий, практических работ на местности.                                                                                            7. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (дифференцированного обучения, проектной деятельности и т. п.).                                                                                                                               8. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.                                                                                               Таким образом,  только профессионально подготовленный в широком смысле слова педагог к реализации ФГОС по географии,только система в реализации деятельностного подхода при  обучении предмету способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и знания.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Нина Андреевна, коллеги! Прошу прощения за погрешности в тексте, так плохо работает сайт, с трудом сохранила.

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.




Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Нина Андреевна, коллеги! Прошу прощения за погрешности в тексте, так плохо работает сайт, с трудом сохранила.

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.




Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Оказывается три раза сохранила...

Комментарий был изменен с момента создания (dashkovalyudmila, ср, 12/11/2014 - 20:52).

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.




Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Людмила Анатольевна, очень ёмкое, познавательное сообщение! Ценно, что даны рекомендации по реализации практической направленности обучения географии, т.е. деятельностного подхода. На уроках географии всегда уделялось должное внимание деятельности учащихся на уроке, особенно по работе с картой, сейчас эта деятельность, с помощью использования УМК по географии, должна проходить через весь урок.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!




Фото пользователя Татьяна Николаевна Мершиева

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Людмила Анатольевна, хорошо раскрыла эту тему. Сложно что-нибудь добавить, но тем не менее добавлю.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». 
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть".
 Министерство образование сочло необходимым разработать новые ФГОС, т.к. переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования.
Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик». 
 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 
 

Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], сб, 15/11/2014 - 20:40).

С уважением учитель географии МБОУ "СОШ № 5 МО "Ахтубинский район" Мершиева Т.Н.




Фото пользователя Наталья Александровна Дьякова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

С уважением, Наталья!




Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Наталья Александровна, я с Вами согласна. Жалко, что не все дети умеют выражать свои мысли. Я уверена, что этому нужно учить с детского сада и продолжить - в начальных классах. И нам часть такой работы  бы "досталась"... 

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.




Фото пользователя Ирина Ивановна Копалкина

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


 

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в

 

 

Татьяна Николаевна , хорошо раскрыла эту тему. Сложно что-нибудь добавить, но можно добавить ещё.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». 
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть".
 Министерство образование сочло необходимым разработать новые ФГОС, т.к. переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования.
Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик». 
 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 
 

Ирэн



Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Ирина Ивановна, как хорошо, что мы так друг друга дополняем, Вы разместили очень интересную и познавательную информацию. Действительно,в результате  реализации ФГОС по предмету система отношений "учитель - ученик" поставлена на новую, особенную ступень отношений, основанных на деятельностном подходе.

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.




Фото пользователя Людмила Анатольевна Дашкова

На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в


Татьяна Николаевна, спасибо Вам  большое за ценное и объёмное дополнение!

С уважением учитель географии  МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.



Поиск

Loading
Дневник обучения группы "Взлёт"

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн