ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК КУЗНЕЦОВОЙ Н.Е. ХИМИЯ-8
Учитель химии МАОУ СОШ № 147 филиал
Субботина М.Ю.
Учебник по любому предмету – это в первую очередь источник знаний, накопленных современной наукой, средство воспроизведения этих знаний. С другой стороны – комплекс познавательных материалов, упражнений и заданий, направленных на формирование у обучающихся учебно – познавательной компетентности и таким образом стимулирование обучающихся к дальнейшему приобретению знаний. Учебник должен соответствовать потребностям, возможностям и индивидуальным особенностям всех обучающихся.
Выбор учебника является очень сложной и ответственной задачей в работе учителя.
Начиная с 2005 года, 70% школ выбрали УМК автора О.С. Габриеляна. Это было предопределено, во-первых, встречей автора с учителями, во-вторых, наличием на тот момент полного комплекта (учебник, рабочая тетрадь, настольная книга учителя, сборник тестовых заданий, сборник контрольных и проверочных работ).
Сегодня многие авторы предлагают современные УМК по химии уже с учетом требований ФГОС.
В 2013-14 учебном году я выбрала УМК «Химия» под ред. Н. Е. Кузнецовой
1) Информация об авторах УМК:
• Кузнецова Нинель Евгеньевна (доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. Герцена)
• Шаталов Максим Анатольевич (доктор педагогических наук, зав. кафедры естественно-математического образования Ленинградского института образования ЛОИРО)
• Левкин Антон Николаевич (кандидат педагогических наук, доцент академии постдипломного педагогического образования АППО г. Санкт-Петербург)
• Литвинова Татьяна Николаевна (кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, зав. кафедрой общей химии Кубанского государственного медицинского университета (КГМУ) г. Краснодар)
Специфика работы с УМК
Курс химии (под ред. Н. Е. Кузнецовой) – представляет собой завершенную линию учебников для 8-9 классов и завершенную линию учебников профильного уровня для 10-11 классов. Курс представлен взаимосвязанными блоками материала и предполагает постепенное повышение теоретического уровня его изучения и обобщения.
• Двухуровневое содержание теоретического материала по многим темам в сочетании с интересным и актуальным дополнительным материалом расширяет диапазон применения учебников в разных категориях учебных учреждений. В учебниках реализован дифференцированный подход за счет введения в каждый параграф заданий четырех уровней сложности для самостоятельного освоения знаний учащимися.
• Материал учебников имеет выраженную химико-экологическую направленность. Помимо собственно химических понятий в содержание учебников включены сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивации учения, развитию познавательных интересов школьников и решению других воспитательных задач.
• В комплект для учащихся 8-9 классов входят учебник, рабочая тетрадь, задачник. В комплект для учащихся 10-11 классов входят учебник (для 11 класса в двух частях) и задачник.
• В помощь учителю выпущены для каждого класса методические пособия "Уроки химии" (автор М. А. Шаталов), где представлены тематическое планирование на 2 и 3 часа в неделю и методические рекомендации по каждой теме.
• Для повышения педагогического мастерства учителя к данной линии учебников по химии изданы следующие методические материалы: "Обучение химии на основе межпредметной интеграции" для 8-9 классов (авт. Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов), "Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем" для 8-9 классов (авт. Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов), "Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии" для 8-11 классов (авт. О. С. Аранская, И. В. Бурая и др.)
Основные требования к УМК по химии,
которые заявляют авторы данного УМК.
1. Соответствует ФГОС ООО
2. Отражает специфику региональной системы образования
3.Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ
4. Отражает формирование ценностных ориентиров
5. Отражает обучение в деятельности
6. Отражает направленность на формирование УУД
7. Направленность на результат
8. Вариативность
Я не ставлю себе задачу анализировать и сравнивать учебники Габриеляна О.С. и Кузнецовой Н.Е. Хочу поделиться положительными моментами в работе с данным учебником.
1. Реализация метапредметного подхода в преподавании химии
Одним из перспективных направлений современного химического образования следует назвать организацию обучения химии в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного) образования второго поколения. ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся.
Одним из наиболее интересных методических подходов является медиаобразование, интегрированное с общим. Медиаобразование можно определить как использование методических приёмов с целью обучения учебному предмету и методам работы с различной информацией, а также формирования критического отношения к получаемой информации. Школьникам предлагаются задания, связанные с поиском информации по изучаемой теме в различных доступных им источниках и её оценкой.
Авторы предлагают находить ответы не только в учебнике, периодической печати, Интернете, но и на этикетках продуктов, инструкциях к лекарственным препаратам, по формулам веществ, а также в видеосюжетах и рекламных роликах.
Формируя навыки работы с информацией у учащихся, как с образовательными ресурсами, мы, таким образом, достигаем метапредметных результатов, обязательных в рамках нового стандарта: самостоятельно ставить цели и задачи, планировать действия, оценивать результат, работать индивидуально и в группе, развивать коммуникативную практику и т.п.
Примеры:
1) Используя Интернет, выясните, какие химические элементы названы в честь стран, в честь ученых? §.5 Атомы. Молекулы. Химические элементы.
3) Как самостоятельно осуществляется очистка веществ в природе? §.23Чистые вещества и смеси.
4) Составьте с помощью компьютера схему. «Использование растворов в природе, технике, сельском хозяйстве, быту» и обсудите ее с товарищем. §24 Растворы. Растворимость веществ.
5) Используя компьютер, составьте схему применения кислорода. Постарайтесь отразить в ней обусловленность применения свойствами веществ. Обсудите ее с товарищем. §.29 Химические свойства и применение кислорода.
6) Предложите объяснение следующему факту. Название гидроксида натрия восходит к названию знаменитого в древности египетского озера Вади Натрум. Какая связь может быть прослежена между ними. §31Основания – гидроксиды основных оксидов.
7) Используя Интернет, подготовьте сообщение о применении радио изотопов. §39. Состав и важнейшие характеристики атома. Изотопы.
8) Можно ли считать процесс получения водорода и кислорода путём разложения воды электрическим током безупречным с экологической точки зрения? §52. Водород – химический элемент и простое вещество.
2. Домашние задания.
Немаловажным является то обстоятельство, что в учебнике должно быть достаточно материала для закрепления знаний и домашних заданий: если ученик практически не будет открывать дома и на уроке учебник, то зачем он ему будет нужен? (тетради на печатной основе, дидактический материал и др. являются лишь помощью в освоении предмета, но не его заменой).
Таким образом, учебник является основной учебной книгой, где должен быть сбалансированный теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике. Знания, усвоенные без интереса, остаются формальными, мёртвыми, непригодными к активному применению.
В учебнике реализован дифференцированный подход за счет введения в каждый параграф заданий трех уровней сложности для самостоятельного освоения знаний учащимися.
Примеры:
§18. Закон сохранения массы и энергии.
1-й уровень. Сформулируйте закон сохранения массы веществ при химической реакции и проиллюстрируйте его примерами.
2-й уровень. Объясните причину сохранения массы веществ при химических реакциях.
3-й уровень. Какие виды превращения энергии в химических реакциях вам известны? Приведите примеры, когда энергетические изменения являются для практики более важными, чем превращения, происходящие с веществами в ходе реакции.
3. Подготовка к ЕГЭ
В связи с введением Единого государственного экзамена как основной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов и ОГЭ для выпускников 9-х классов перед учителем встала ещё одна проблема: как, имея минимум учебных часов, качественно подготовить обучающихся к проведению аттестации?
В учебнике Кузнецовой Н.Е. «Химия – 8» Практически все параграфы в зависимости от темы (§11,15,19,20,23,24,25,29,30,31,…42,43,45,46,48…) содержат вопросы домашнего задания в виде тестов.
Систематическое выполнение домашнего задания в форме теста является хорошим условием подготовки ученика к итоговой аттестации.
4. Структура и оформление учебника.
Последовательность изучения основных тем 8 класса выстроена таким образом, что в начале курса учащиеся знакомятся с периодической системой (§5, §12), в конце курса (§39) - со строением атома. К этому периоду времени учащиеся 8 класса уже познакомились с этой темой в курсе физики. Основные знания у них уже есть и понятия состав атома, изотопы, периодичность изменения свойств усваиваются лучше и быстрее.
Наличие алгоритмов составления формул, определения валентности, составления уравнений реакции, решения задач и др. способствует лучшему усвоению и запоминанию. В тексте алгоритмы выделены другим цветом в виде таблицы.
В учебнике есть таблица формул различных классов веществ – малый тренажёр, который используется для выполнения различных заданий при изучении разных тем.
5. Задачники.
Авторы задачников по химии 8 класс, 9 класс.: Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Эти сборники задач имеют следующие преимущества:
Ø В начале каждой темы даны теоретические основы.
Ø Содержат контрольные работы по каждой теме.
Ø В задачниках даны примеры решения задач по теме «Растворы», которые имеют иллюстрации.
Ø Содержат большое количество заданий разного уровня сложности, в том числе: задачи на смеси газов, на кристаллогидраты, «на избыток», «на пластинку».
Ø В теме «Строение атома» приведены задания с использованием схем квантовых ячеек.
Ø В задачниках даны 15 алгоритмов решения задач.
Ø Содержат примеры решения комбинированных задач.
Выводы:
Содержание учебника по химии Кузнецовой Н.Л. для 8 класса научно, корректно, носит исследовательский, проблемный характер, что способствует формированию мотивации учебной деятельности, объединяет знания с физикой, биологией. Позволяет успешно работать с мотивированными учащимися. Учебник ориентирован на применение знаний в практической жизни, имеет большое количество дополнительной информации, расширяющей кругозор учащихся. Учебник побуждает к поиску дополнительной информации и к дальнейшему изучению предмета. Язык научен, доступен, интересен.
На мой взгляд авторская линия учебника химия 8 – 11 кл. Н.Е. Кузнецовой соответствует ФГОС.
Я считаю, что данная линия учебников в полной мере отвечает требованиям по развитию личностных, предметных и метапредметных результатов.
Источники информации.
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия-8. Учебник для учащисхя общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб. - М.: 2012. - 256 с.
2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия-9. Учебник для учащисхя общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб. - М.: 2012. - 260 с.
3. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова. «Обоснованный и объективный анализ
и оценка школьных учебников – важный фактор повышения качества образования» http://him.1september.ru/article.php?ID=200702211
|